неглупее». Тут и
старики расхохотались.
Наставник Чистого Покоя сказал: «Ты один оставлен
в миру, там тебе очень одиноко, поэтому давай-ка на-
зовем тебя „Отшельником в миру“».
Старики захлопали в ладоши: «Отлично!»
Человек Беспредельного Дао взял Ван Липина за ру-
ку, и все вышли из пещеры. Но увидев вздымающиеся
горы, зеленые сосны и кипарисы, слыша плеск волн у
берега, посвистывание ветра в горах и голоса птиц, он
опять вспомнил стихи патриарха Цю «Без суетных мы-
слей» и прочитал их Ван Липину:
Пришло в движенье Дхармы колесо,
И вот уж ветер мудрости родится,
В нем беспредельность с чистотой ее
И холодом, в которой ци искрится.
Докучных мыслей рой исчез,
Чревоугодье, алчность, вожделенье –
Их нет следа, зато взамен
Спокойное величье мысли духа,
Глубин ее нельзя копьем измерить.
Удары била возвращают время.
Уж поздно навещать учителей,
Пора подумать о пути обратном.
Журавль приносит весть и зов
От тех, кто полной истиной владеет.
На облако сажусь и поднимаюсь
Ко Млечному Пути.
Учителя и ученик вернулись в пещеру, совершили
церемонию поклонения патриархам, Ван Липин опять
поклонился каждому Учителю и пошел с горы вниз.
Глава восемнадцатая
Бодисатва
В нескольких долгих беседах с авторами этой книги
г-н Ван Липин нb словом не упомянул о расставании
с Учителями. И только в самом конце, когда мы сно-
ва к нему «пристали», он с трудом рассказал нам, как
все на самом деле было. В то время он чувствовал се-
бя так же, как по воскресении из мертвых после «сухо-
го голодания», еще раз пришлось ему опуститься на
самое дно пропасти человеческой жизни. При прово-
дах Учителей на вокзале и в поезде они не обменялись
ни единым словом, слез тоже не лили. Только по воз-
вращении с Лаошаня, когда начинал вспоминать про-
шлое, сердце щемило все сильнее и сильнее. В самое
трудное и трагическое время люди не плачут, плакать
они начинают потом. После Лаошаня он заболел, за-
болел очень серьезно, больше двадцати дней ушло на
поправку. И старики на Лаошане в это время болели.
Даже при рассказе об этом глаза у Ван Липин опять
покраснели.
Возможно, сказанное не соответствует образу без-
мятежного даоса, стремящегося порвать все связи с
обусловленным миром, с образом, который мог сло-
житься у читателя? Никто из участников учебных се-
минаров, которые устраивает г-н Ван Липин, не может
забыть, что когда в течение определенного времени
Учитель живет вместе с учениками, когда они занима-
ются вместе самосовершенствованием,