возникает ин-
тересное явление психологического заражения. Будь
то старый немощный человек, или хронический боль-
ной средних лет, или тоскующий юноша, надо всеми
словно ветерок весенний пролетает, без следа исчеза-
ет боль, тоска, печаль, потерянность, люди непостижи-
мым образом становятся веселее, радостнее, превра-
щаются в стайку играющих детей, становятся вдруг но-
выми людьми. Еще интереснее то, что у учителя и уче-
ников сонастраиваются «биологические часы». Если
вечером г-н Ван Липин не спит, ученики и не пытаются
заснуть; а если не спят ученики, г-н Ван Липин тоже не
заснет. Поэтому две стороны начинают «противобор-
ствовать», и лишь когда г-н Ван Липин установит «ис-
тинную норму», все мирно засыпают.
Г-н Ван Липин рассказывает: даосы учат о слиянии
микрокосма с макрокосмом, с точки зрения всего че-
ловечества, это слияние человечества с космосом. В
отношении же отдельного человека, это не только ис-
чезновение рубежей между ним и природой, но еще и
исчезновение рубежей между людьми. А совместное
совершенствование в выплавлении – это безмолвное
общение между людьми, это общее возбуждение мы-
шления, молчаливое согласие душ, это эмоциональ-
ное слияние. Совершенствование в выплавлении гар-
монизирует взаимоотношения между людьми, это хо-
роший способ установления близости, дружбы, взаим-
ной поддержки.
Ван Липин совершенствовался вместе со своими
Учителями полтора десятка лет. Не только мысли и
чувства их были слиты воедино, воедино была слита
вся их жизнь. Г-н Ван часто говорит, что в нем слились
шесть природ – отца, матери, троих Учителей и его
собственная. Вполне понятно, что после расставания
обе стороны почувствовали и как им было больно.
И разве это не один из видов философской антро-
пологии?
В системе нашего образования, особенно начально-
го и среднего, ученики с учителями с утра до вечера
вместе, но не всегда у них получается эффект, кото-
рого г-н Ван Липин достигает в своих учебных заняти-
ях всего лишь за двадцать коротких дней. Почему же?
Потому что кроме устной и письменной формы связи
с учащимися, г-н Ван Липин добивается слияния душ
и жизней. Если бы наше школьное образование могло
извлечь из этого урок, в методике преподавания, воз-
можно, тоже была бы найдена дорога «без формы и
без материи». Такая методика была бы чрезвычайно
важна для воспитания в детях способности любить.
Для совершенствования в выплавлении внутренне-
го мастерства очень важно воспитание Дэ. Некото-
рые