отсутствует притягательная
способность». Когда повсюду делают вид, что проявля-
ют Дэ, считать это Дэ нельзя.
«У Высшего Дэ нет деяний, нет и несделанного».
Наставники часто говорили Ван Липину, что совер-
шение хороших дел за вознаграждение не считается
добродетельным поступком. Если сделал доброе дело
и, хотя и не стремишься к вознаграждению, сам в сво-
ем сердце это отметил, это называется «Янским Дэ». А
когда сделал доброе дело, но сам об этом не знаешь,
это называется «Иньским Дэ».
Нам очень хотелось привести трогательные приме-
ры того, как г-н Ван Липин в течение девяти лет жизни
в своей семье помогал Небу в распространении Дао,
упорядочивал мир и спасал людей, но когда мы за-
тронули этот вопрос, Ван Липин смутился, посмотрел
на нас недоуменно, как бы говоря: «Да разве стоит об
этом упоминать?»
Лишь позже мы поняли, что сочувствие, сопережи-
вание, милосердие, взаимопомощь и тому подобные
прекрасные вещи у человека с «Высшим Дэ» принад-
лежат подсознанию, можно сказать, что они у него ин-
туитивны.
В «Лао-цзы» говорится:
Когда Дэ, рожденное от Дао, сберегается, силы,
формирующие живые существа, делают их совершен-
ными. По этой причине среди Тьмы существ нет таких,
чтобы не почитали Дао, не уважали бы Дэ. И не по чье-
му-то приказу, а всегда и спонтанно. Потому что когда
Дэ, рожденное от Дао, сберегается, когда взращивает-
ся то, что его питает, прекращается то, что его отравля-
ет, когда пестуется то. что его регулирует, оно живет,
но не проявляется, действует, но не обосабливается,
возглавляет, но не чинится. Это называется сокровен-
ным Дэ.
Еще говорится:
У совершенномудрого человека нет постоянного
сердца, его сердце составляют сердца всего народа.
Обладающий «Высшим Дэ» считается совершенно-
мудрым. Когда совершенномудрый ведет жизнь обыч-
ного человека, смешивается с суетным миром, это еще
более высокий уровень человеческой жизни, он назы-
вается «бодисатва».
О бодисатвах сказано:
Мог переправиться на ту сторону, однако остался на
этой, чтобы исполнить долг.
И г-н Ван Липин, горячо любящий всех людей и все
живое, слитый воедино с природой и исследующий за-
гадки космоса, общества и человеческой жизни, есте-
ственно и просто начал свою повседневную мирскую
жизнь. В семье он почитал родителей, к которым испы-
тывал глубокие чувства. В медитациях он часто обра-
щал свою мысль в направлении, обратном течению
времени, и перед его глазами одна за другой проплы-
вали видения того, с какой любоью