мать его вынаши-
вала, выкармливала, как шила ему одежду и готовила
пищу, как тяжело работала, чтобы вырастить всех их,
шестерых детей. Видения были такие ясные, такие ре-
альные, что не могли не растрогать Ван Липина. Когда
человек в детстве окружен материнской любовью, он
словно греется в лучах солнца, чувствует себя спокой-
но, естественно, ему не о чем тревожиться. Но когда
человек вырастает и вспоминает, как были тогда добры
к нему родители, разве может он не растрогаться ро-
дительской любовью? А у Ван Липина чувства к роди-
телям были сильнее, чем у обычных людей, ибо бла-
годаря технике «возвращения к младенчеству, вспоми-
нания прошлого» он мог возвращаться в прошлое и ви-
деть истинное положение вещей.
А сколько крови сердца истратили на него Дед и От-
цы-Учителя! Он не обманет их надежд, но, кроме того,
как бы хотелось ему выразить им свою сыновнюю по-
чтительность! Но Учителя были далеко.
Дед-Учитель часто ему говорил: «Выражая сынов-
нюю почтительность к родителям, ты выражаешь сы-
новнюю почтительность своим учителям». И он пере-
носил свое чувство к трем старикам на родителей и
всех пожилых людей вообще. Жизнь родителей он рас-
сматривал как часть собственной жизни. Нынешняя
жизнь есть всего лишь Посленебесная жизнь челове-
ка, а его Прежденебесная жизнь на самом раннем эта-
пе зачинается непосредственно матерью и отцом. Хо-
тя после рождения человек отделяется от отца и мате-
ри, корень его остается в них, отсчет судьбы ведется
от них. Поэтому уважение к родителям на самом деле
является укреплением фундамента собственной жиз-
ни. И когда даосы говорят о почтении к старикам, это
не просто гуманистическое, этическое требование, в
этом заключен еще более глубокий жизненный смысл.
По понятиям даосов, жизнь человека создается При-
родой, поколениями предков, эволюцией многих про-
странственно-временных факторов, она не изолиро-
ванна, она звено в цепи причин и следствий, точка в
сети связи многих факторов или точка на шаре.
Ван Липин все время жил со стариками, то с роди-
телями, то с тестем и тещей. Он часто рассказывал им
разные истории, иногда так и засыпал, как в детстве, в
ногах на постели матери.
В двадцать девять лет Ван Липин женился на моло-
дой работнице со своего завода по имени Тун Минь. На
этом этапе старый стиль брака был весьма силен.
Матери Ван Липина и Тун Минь с детства росли вме-
сте, как родные сестры. Они еще тогда договорились
так: если уж мы не сестры, так будем сватьями. И,