бы, вполне
объяснимые вещи. Но был всегда в них какой-то отте-
нок таинственного, оставлявший в недоумении, было
это или не было, никогда нельзя было сказать точно.
Но, несмотря ни на что, муж человек добрый, серьез-
ный, чрезвычайно благородный душевно, всегда гото-
вый помочь другим – другого такого днем с огнем не
сыщешь!
Таковы милосердие и любовь между людьми, мир-
ские чувства – быть в них, но уметь их превосходить,
не запачкаться, не остановиться, сохранить глубину и
чистоту в постоянном вращении колеса Дхармы. Но и
не показывать своего отличия, не обнаруживать свое-
го света, не выставлять напоказ чистоты и возвышен-
ности, они могут исчезнуть бесследно, как лед под лу-
чами солнца. Слить воедино беспорядочный суетный
мир и пустое Великое Дао – это все равно что рыбе
дорваться до воды, все равно что воде обрести рыбу.
Небо должно отразиться в глубине, чтобы мир обрел
полноту.
Совершенствование в Дао в отшельничестве и в ми-
ру сильно отличаются. В отшельничестве дни боль-
шей частью проходят в установлении соответствия с
небом, землей, солнцем и луной, в миру же – в уста-
новлении взаимоотношений с целым сонмом живых
существ. Как гармонизировать отношения со множе-
ством живых существ – у даосов есть относительно
этого свой собственный взгляд. Об этом рассказыва-
ется в даосской книге «Фан чжун шу» («Искусство пра-
вильного ведения дома»).
«Фан чжун шу» – это китайское даосское учение о
человеческой жизни, учение о человеке. Вернее, это
целый комплекс совершенных и систематических уче-
ний и приемов совершенствования, предназначенный
для гармонизации взаимоотношений между людьми.
«Фан чжун шу» делится на двенадцать глав, основ-
ные из них – это главы о морали, о Великой Пусто-
те Тайсюй, о Великом Пределе Тайцзи, о Трех Стихи-
ях Цай, о жизни человека, о родителях, супругах, бра-
тьях и сестрах. Рассказывается в них преимуществен-
но о том, как путем совершенствования космоса че-
ловеческого индивида систематизировать жизнь чело-
века, упорядочивать ее, преобразовывать, пестовать,
рассказывается о ее составе. Эти пять сюжетов, про-
низывающих друг друга, составляют совершенную си-
стему даосской философии жизни, важной составной
части даосской культуры.
Название книги «Фан чжун шу» сейчас некоторые
толкуют как «Искусство внутренних покоев», понимая
его в узком смысле, как руководство по сексуальной
жизни. Но в действительности эта тема составляет
лишь часть главы о супругах.
Системное