Чэнь Кайго, Чжэн Шуньчао

Подвижничество Великого Дао

бы, вполне

объяснимые вещи. Но был всегда в них какой-то отте-

нок таинственного, оставлявший в недоумении, было

это или не было, никогда нельзя было сказать точно.

Но, несмотря ни на что, муж человек добрый, серьез-

ный, чрезвычайно благородный душевно, всегда гото-

вый помочь другим – другого такого днем с огнем не

сыщешь!

Таковы милосердие и любовь между людьми, мир-

ские чувства – быть в них, но уметь их превосходить,

не запачкаться, не остановиться, сохранить глубину и

чистоту в постоянном вращении колеса Дхармы. Но и

не показывать своего отличия, не обнаруживать свое-

го света, не выставлять напоказ чистоты и возвышен-

ности, они могут исчезнуть бесследно, как лед под лу-

чами солнца. Слить воедино беспорядочный суетный

мир и пустое Великое Дао – это все равно что рыбе

дорваться до воды, все равно что воде обрести рыбу.

Небо должно отразиться в глубине, чтобы мир обрел

полноту.

Совершенствование в Дао в отшельничестве и в ми-

ру сильно отличаются. В отшельничестве дни боль-

шей частью проходят в установлении соответствия с

небом, землей, солнцем и луной, в миру же – в уста-

новлении взаимоотношений с целым сонмом живых

существ. Как гармонизировать отношения со множе-

ством живых существ – у даосов есть относительно

этого свой собственный взгляд. Об этом рассказыва-

ется в даосской книге «Фан чжун шу» («Искусство пра-

вильного ведения дома»).

«Фан чжун шу» – это китайское даосское учение о

человеческой жизни, учение о человеке. Вернее, это

целый комплекс совершенных и систематических уче-

ний и приемов совершенствования, предназначенный

для гармонизации взаимоотношений между людьми.

«Фан чжун шу» делится на двенадцать глав, основ-

ные из них – это главы о морали, о Великой Пусто-

те Тайсюй, о Великом Пределе Тайцзи, о Трех Стихи-

ях Цай, о жизни человека, о родителях, супругах, бра-

тьях и сестрах. Рассказывается в них преимуществен-

но о том, как путем совершенствования космоса че-

ловеческого индивида систематизировать жизнь чело-

века, упорядочивать ее, преобразовывать, пестовать,

рассказывается о ее составе. Эти пять сюжетов, про-

низывающих друг друга, составляют совершенную си-

стему даосской философии жизни, важной составной

части даосской культуры.

Название книги «Фан чжун шу» сейчас некоторые

толкуют как «Искусство внутренних покоев», понимая

его в узком смысле, как руководство по сексуальной

жизни. Но в действительности эта тема составляет

лишь часть главы о супругах.

Системное