учение о человеческой жизни исследу-
ет весь процесс жизни человека от рождения до смер-
ти. Оно подразделяется на три части – «О зачатии и
вынашивании», «О возмужании», «О старении». В гла-
ве «О зачатии и вынашивании» говорится о родителях
как о Прежнем Небе, о том, как происходит зачатие
и вынашивание, как в процессе девятимесячного со-
зревания плода и десяти месяцев после рождения ре-
бенка ежемесячно совершенствуются в выплавлении
мужчина и женщина. Современные люди говорят о со-
вершенствовании рождения и воспитания, о зароды-
шевом обучении и т.д. Это близко к данному сюжету, но
в главе «О зачатии и вынашивании» все рассматрива-
ется глубже и целостнее. Глава «О возмужании» раз-
личает в состоянии тела человека несколько этапов.
Например, по основанию утраты цельности цзин и кро-
ви различаются отроческое тело, тело с утечками, тело
с разрушениями, тело одряхлевшее, для каждого со-
стояния приемы совершенствования различны. Глава
«О старении» говорит о причинах старения и способах
отсрочки старения.
Учение об упорядочении человеческой жизни иссле-
дует закономерности естественных изменений в жизни
человека и соответствующие им изменения, которые
происходят в результате выплавления внутреннего ма-
стерства. Даосы вывели закономерности пяти перио-
дических циклов. Здесь мы поговорим пока о трех из
них, о «линии жизни», «линии эмоций» и «линии сер-
дечной природы»». Они показаны на рисунке.
Рис.5. Схема периодических циклов «трех линий»
человека
Великое Дао не имеет границ, у линии жизни нет ни
начала, ни конца. Но у отдельного человека есть и ро-
ждение и смерть. И на линии жизни есть начальная и
конечная точки, это жизнь одного человека. Пока чело-
век не умер, линия жизни безостановочно пульсирует.
а вместе с ней пульсируют линия эмоций и линия сек-
са. Как только линия жизни приостанавливается, при-
останавливаются и линии сердечной природы и эмо-
ций. Кроме этих трех, существуют еще две линии, кото-
рые пульсируют и когда человек живет, и когда он уми-
рает, это даосская теория.
Начальная точка линии жизни приходится на момент
перерезания пуповины, в это время человек переходит
от Прежнего Неба в Последующее Небо, до перереза-
ния пуповины – Прежнее Небо, после перерезания –
Последующее Небо.
Две линии, которые продолжают пульсировать и по-
сле смерти человека. имеют отношение к пониманию
форм существования и обращения человека в космо-
се, к познанию сущности жизни.
Линия сердечной