в них, а потом под-
няться по ступеням и проникнуть в храм, усвоив глу-
бокий смысл, заключенный в словах, то для этого нет
иного пути, чем тяжкий труд совершенствования в вы-
плавлении.
До обеда Ван Липин читал лекции, а после обеда
и вечером вел со слушателями занятия по совершен-
ствованию в выплавлении, стараясь, по возможности,
использовать для обучения методы собственных Учи-
телей. В великом мастерстве покоя, или мастерстве
сердечной природы самым трудным является сидение
со скрещенными ногами. Сохранять расслабленность
тела, расслабленность формы, расслабленность ко-
стей, мыслей, зрения в условиях, когда тебе очень
больно, совсем нелегкое дело. В начале совершен-
ствования в выплавлении некоторые слушатели не по-
нимали этого глубокого секрета. Посидят немного со
скрещенными ногами – им так становится больно, пря-
мо дрожь прохватывает. Тут уж воли не удержать. Г-н
Ван Липин, с одной стороны, подбадривал всех, сове-
туя терпеть и продолжать занятия, не распрямлять ног,
а с другой – разъяснял:
Тренироваться в сидении со скрещенными ногами
– это самое трудное. Границей здесь является об-
морок. В «Условиях достижения великого совершен-
ства» («Да чэн цзе яо») говорится: И железному чело-
веку трудно это вытерпеть, это труднее самого трудно-
го. Но если от боли не умрешь, то и не воскреснешь,
так для чего же ее терпеть? Чтобы человек узнал, что
кроме этого нашего мира человека-событий-вещей, в
котором все начинается страданием, есть еще мир Не-
ба-Земли-Человека, переход в который также совер-
шается через страдание. Мы должны узнать эти стра-
дания на собственном опыте, и если эту трудность
мы преодолеем, никакие другие нам не будут страш-
ны. Человек в действительности способен терпеть. Не-
стерпимо только то, чего не может преодолеть воля,
а волей нужно управлять с помощью мысли. Снача-
ла при сидении со скрещенными ногами выплавляют-
ся кости, изменяется вещество крови, это подготовка
к выплавлению мастерства соответствия внутренним
Пяти Элементам. Посидишь так один-два года, страда-
ния прекращаются, приходит наслаждение, прямо как
будто бы входишь в иной мир.
Хотя все это банальные слова, но если говорить о
Ван Липине, он прочувствовал их, лишь пройдя через
множество страданий, через несколько смертей и вос-
кресений. И он учил мастерству и теории, основываясь
на своем собственном опыте. На слух это было очень
убедительно и чрезвычайно просто. Со смехом и шут-
ками он направлял людей