Липин принялся мысленно листать кни-
гу. Это учебник языка, начал с первого урока. Вот Ве-
ликая Стена, рисунок сильный, выразительный, напи-
сано тоже очень хорошо, если стоя на вершине го-
ры, смотреть издали на Великую Стену, она похожа на
огромного дракона, голова и хвост которого не видны,
он извивается по гребням горных хребтов. Стена сло-
жена из гигантских камней и огромных кирпичей. Со-
оруженная на гребнях, стена имеет высоту в несколь-
ко метров. Очень мощная. Сколько в ней пота, крови
и ума трудового народа, это символ китайской нации,
Хорошо, очень хорошо. «Когда-нибудь и я, может быть,
взберусь на Великую Стену и оттуда огляжу прекрас-
ные горы и реки нашей родины. Испытаю гордость за
то, что я китаец!»
Занятия Ван Липина по «рисованию в воображении
способствовали развитию его умственных способно-
стей. Маленькая темная каморка уже не походила, как
прежде, на тюрьму, в которой он был заключенным,
в пространстве и времени она соединилась в одно
гигантское целое с внешним миром, , мысль в этом
беспредельном, безграничном пространстве и време-
ни свободно парила. Люди, события, вещи, им „увиден-
ные“, были настоящими, живыми, это был мир, полный
жизни. И он не чувствовал себя в нем одиноким, не
чувствовал больше, что время тянется медленно, ведь
ему столько надо было „сделать“.
В темной каморке ему часто случалось голодать. Во
время «раскаяния в ошибках» три даоса не приходили
звать Ван Липина к столу. В не определенное заранее
время они вдруг забрасывали, неизвестно откуда, ка-
кую-нибудь вещь. Ван Липин по звуку старался опре-
делить, что это такое. Мог и камень быть, наверное,
даосы с ним развлекались. Иногда это была кукуруз-
ная пампушка, ощупав, он хватал ее и проглатывал в
два-три приема.
И холод был в каморке обычным. Здесь, в Дунбэе,
погода осенью довольно холодная, а ночью особенно,
даже мороз прохватывает. По этим колебаниям темпе-
ратуры, по ощущениям тела Ван Липин постоянно «ри-
совал в воображении», что сейчас, наверное, день или
ночь, а позже он научился различать утро, полдень, су-
мерки, полночь.
Раньше в этой темной каморке кузнец переплавлял
железо, а сейчас она стала местом, где три даосских
старца переплавляли Ван Липина. Пословица говорит,
что хорошую сталь надо переплавлять сто раз. Так же
и с человеком, если его не переплавлять снова и сно-
ва сто раз, он не станет Великим Сосудом. Как говорят
даосы, если хочешь стать Истинным Человеком, важ-
но, чтобы корень Прежнего Неба был