к комнате, вытянутой в направлении с се-
вера на юг, трет друг о друга медные монеты, произно-
сит несколько звуков.
А теперь посмотрите: В большой комнате, выходя-
щей на восток и на запад, все находящиеся в запад-
ной части словно с ума сошли, громко плачут, кричат,
всеобщий хаос. А сидящие в восточной части как будто
уже устали, движения их все медленнее и медленнее,
резкие выкрики сменяются легкими придыханиями, а
потом все успокаиваются и тихо сидят со скрещенны-
ми ногами. В комнате, выходящей на юг и север, вол-
нение успокоилось еще раньше. Более сотни слуша-
телей выглядят, как покорные овцы, некоторые подре-
мывают, кое-кто слегка похрапывает, не обращая вни-
мания на плач и смех в соседнем помещении, они за-
сыпают.
Через тридцать минут Ван Липин останавливает лю-
дей, которые шумят и плачут. Снова читает заклина-
ние, в восточной половине комнаты спящие начинают
потягиваться. зевать и просыпаться. Ван Липин велит
всем потереть руки, помассировать лицо, расправить
ноги и убрать посыл.
Когда слушатели пришли в себя, они не перестава-
ли изумляться: «Учитель Ван, скажите, что это сегодня
было?»
Ван Липин радовался, как ребенок: «Пошумели не-
много, вот и все». Но люди его окружили и не хотели
отпустить, тогда он начал серьезно объяснять:
Оказание структурированного воздействия на груп-
пы в аудитории развилось в древности из чтения кано-
нов даосами и буддистами. Делится оно на Три Колес-
ницы.
Первая Колесница называется ситуацией смуты.
Это когда при оказании воздействия людьми не упра-
вляют, когда нет правил, нет структурирования, все
пускается на самотек. В это время кричат, плачут, сме-
ются, руками машут, ноги сами собой вытанцовыва-
ют, полный хаос, может быть что угодно. Оказываю-
щий воздействие намеренно не вмешивается, потому
что хочет с помощью этого увидеть характер, свойства,
психические недостатки каждого человека. Но такой
эффект могут создавать вовсе не одни только высо-
кие мастера. Например, известность, репутация, поло-
жение, выгода и тому подобные внешние силы могут
заставить человека изменить своей сущности, все за-
быть и потерять самого себя. К этому примешивает-
ся такой фактор как психологическое заражение. На-
пример, на выступлениях нынешних звезд эстрады и
кино, на интересных спортивных соревнованиях мно-
гие молодые люди ведут себя, как сумасшедшие, как
пьяные. Поэтому не надо думать, что если возникает
«спонтанное движение», то это обязательно хорошо,
что это