во внутреннее, в чи-
стом покое ощущать сокровенные и сокровеннейшие
изменения в своем теле. В «Каноне постоянства чи-
стого покоя, сказанном Тайшан Лаоцзюнем» («Тайшан
Лаоцзюнь шо чан цин цзин цзин») говорится: «Посто-
янство, если рассматривать его суть с точки зрения на-
личия желаний, есть волнение. Постоянство, если рас-
сматривать тайну заключенной в нем сути с точки зре-
ния отсутствия желаний, есть покой. Ищущий радости
волнуется, обретший радость спокоен». И еще: «Небо
и земля в человеческом теле соответствуют небу и зе-
мле, находящимся вне тела. Когда небу и земле, нахо-
дящимся вовне, соответствуют небо и земля в челове-
ке, а у неба и земли в человеке есть хозяин, тогда ци
внешних неба и земли направляется внутрь. Если же
нет хозяина, то ци из внутренних неба и земли напра-
вляется наружу, тогда блюсти полноту Дао невозможно
и Дао наносится ущерб». Даосы говорят: «Моя судьба
зависит от меня самого, а не от Неба.» Чем бы человек
в жизни ни занимался, и в самосовершенствовании,
и в предпринимательстве, для соответствия Дао нуж-
но, чтобы «во внутренних Небе и земле был хозяин»,
чтобы человек мог владеть собой, чтобы своим трудом
и своим умом преображался он в совершенствовании
и сознании, а не поклонялся чему-то слепо, не терял
своей самости.
Методика и стиль Ван Липина в преподавании ма-
стерства и разъяснении Дао привлекали к нему все
больше и больше людей. Монастырь Сянцзесы всех
уже не вмещал, люди селились в других монастырях.
И на горах слушателей было полно, и снизу приходи-
ло много народу. Утром они взбирались на гору, а по-
сле занятий отправлялись вниз отдыхать. За десять
тысяч ли приезжали интересующиеся Дао из Гонкон-
га. Японские организации, занимающиеся гуманитар-
ными исследованиями, вступили в переговоры с На-
учно-исследовательским обществом китайского цигун,
выражая желание провести исследование на месте.
Глава двадцатая
Двойная ноша
Три старика возложили на Ван Липина важную и
трудную задачу – дополнить и вновь отредактировать
«Дао цзан».
Г-н Ван Липин говорит: «Дао цзан» –это история и
энциклопедия китайской культуры».
В этой книге часто употребляется слово «даосы» и
крайне редко – «даосская религия». Оба эти понятия
используются не в строгом смысле, это всего лишь по-
пытка объяснить главное направление, главное содер-
жание китайской культуры с точки зрения Культуры, то
есть человеческой цивилизации.
«Дао цзан» – это не история, расписанная по годам,
в нем