Чэнь Кайго, Чжэн Шуньчао

Подвижничество Великого Дао

не описываются взлеты и падения в человече-

ском мире по династиям и поколениям. Речь в нем идет

о связи Неба и человека, о том, как космос оформил-

ся, как изменялся, как циркулировал, как развивалось

человечество, о начале и конце человечества, о месте

человека в космосе, о сокровенных тайнах космоса и

человеческой жизни. В нем исследуются эти великие

проблемы, в нем образуется особый вид культуры, по-

лучаются уникальные результаты, поэтому он являет-

ся вкладом китайской, или восточной, мудрости в об-

щечеловеческую. Именно в этом смысле и говорится,

что «Дао цзан» – это история и энциклопедия древне-

китайской культуры.

«Дао цзан» охватывает широкий круг областей. Уже

в древности некоторые говорили, что «Искусство да-

осов есть смесь многообразного». Тот, кто так говорил,

не понимал даосской культуры, и тот, кто не понимает

даосской культуры, будет так говорить и впредь.

Но раз даосы занимались широким кругом вопросов

и занимались детально, в их исторических документах,

разумеется, избежать «многообразия» и «смеси» бы-

ло невозможно. И именно потому, что в «Дао цзане»

сохранено большое богатство исторических докумен-

тов, для потомков он является гигантской культурной

сокровищницей.

. На девятом году правления Чжэнтун династии Мин

(1444 год) в результате сорока одного года редактиро-

вания было осуществлено последнее крупное издание

«Дао цзана». С того момента, когда даосские каноны

были впервые собраны, к этому времени прошло бо-

лее тысячи лет. Выпущенный в 1444 году ксилограф

«Чжэнтун Дао цзан» в 1601 году в период минского

правления Ваньли был дополнен «Продолжением Дао

цзана годов Ваньли». Вместе это издание составило 5

485 цзюаней в 572-х папках, к настоящему же времени

от него сохранился один-единственный полный экзем-

пляр. При династии Цин минское издание пострадало

во время захвата Пекина объединенной армией вось-

ми западных держав в 1900 году.

В 1923-1926 гг. Шанхайское издательство «Шанъу

иньшугуань» переиздало минский «Дао цзан» по

экземпляру, хранившемуся в Пекинском монастыре

Байюньгуань, а затем он был переиздан в 1957-1977 гг.

Китайской Даосской Ассоциацией на Тайване на осно-

ве шанхайского издания. Но так как в экземпляре, хра-

нившемся в монастыре Байюньгуань не хватало мно-

гих страниц, а многие были испорчены, два вышеука-

занных ксилографа тоже оказались неполными.

В 1988 «Дао цзан» переиздали на той же основе

три издательства КНР, но испорченные и недостаю-

щие страницы были дополнены,