так что минский «Дао
цзан» восстановлен.
Полный «Дао цзан», доступный сейчас, – это собра-
ние даосских классических канонов и сочинений, верх-
ней границей которого являются годы Ваньли эпохи
Мин. В него не вошли многие и многие важные даос-
ские сочинения, как, например: 1)около 110 даосских
книг, собранных после периода Ваньли в начале эпо-
хи Цин; 2)древние классические даосские каноны, ко-
торые отсутствовали в минском издании; 3) книги, об-
наруженные при раскопках в Дуньхуане в 1899 году и
похищенные английскими и французскими экспансио-
нистами, которые хранятся сейчас в музеях и библио-
теках США и Франции; 4) в 1973 году в Чанша, в Ма-
вандуе при раскопках захоронения № 3 обнаружены
шелковые свитки с давно утраченными сочинениями
школы Хуан-Лао начала эпохи Хань, такими как «Цзин
фа», «Ши да цзин», «Чэн», «Дао юань» и др.; 5) В раз-
грабленной экспансионистами в Юаньминъюане «Эн-
циклопедии Юнлэ» от прежних 22 877 цзюаней сохра-
нилось всего 3, 48 %, но, судя по остаткам, там бы-
ли важные произведения, отсутствовавшие в минском
«Дао цзане».
Все это еще ожидает упорядочения, редактирова-
ния и издания. Кроме того, существует еще проблема
ошибок в распределении материалов «Дао цзана» по
папкам.
Две очерченные выше проблемы составляют «ла-
куны» нынешнего «Дао цзана». Эти проблемы изуча-
ют ученые, но еще внимательнее и серьезнее относят-
ся к ним трансляторы даосизма. Они пытаются «вос-
полнить» упомянутые «лакуны», то есть 1) дополнить
«Дао цзан»: 2) переиздать; 3) составить к нему индекс.
На взгляд даосов, это часть их дела, великое дело да-
осской культуры, а также дело, важное для культуры
всего человечества.
Взяв на себя такую трудную задачу, г-н Ван Липин и
его Учителя проявили огромную смелость.
И они уже начали свой неустанный труд.
В годы странствий с облаками они обнаружили в пе-
щерах священных гор часть спрятанных в тайниках ру-
кописей Люй Дунбиня, которые должны были войти в
«Дао цзан».
Чэнь Гофу в «Исследовании происхождения „Дао
цзана“» говорит, что даосы хранили свои книги как ве-
личайшие драгоценности и передавали их только от
учителя к ученику. Эта характерная черта феодальной
эпохи создавала огромные препятствия в распростра-
нении культуры. Но, если посмотреть на дело с другой
стороны, самоуправство при феодализме было страш-
ное. Давали приказ сжечь книги – и сразу вся соответ-
ствующая литература уничтожалась. А были еще вой-
ны и стихийные бедствия, во время которых погиба-
ли