он должен выполнять все свои челове-
ческие обязанности. Но сам он крайне скромен, он вне
материальных потребностей и думает только о том, как
выполнить лежащую на нем двойную задачу.
Многие люди обращались с просьбами к г-ну Ван Ли-
пин и будут обращаться еще. Он помогает. Он помо-
гает также еще большему количеству людей, которые
не обращались к нему и, скорее всего, никогда не бу-
дут иметь такой возможности. Г-н Ван ничего от нас не
просит, но неужели мы ничего не должны для него сде-
лать?
Двойная ноша, лежащая на плечах Ван Липина,
должна быть и нашей заботой. Мы способны бросить
свою горсть земли, чтобы помочь в насыпании боль-
шого холма.
Глава двадцать первая
Возвращение к корню
Авторы книги снова в простом жилище г-на Ван Ли-
пина. Добрый его отец восседает на кровати, слушая
нашу непринужденную беседу, похожую на неторопли-
вую прогулку в царстве духа, и на лице у старика до-
вольная улыбка. Летние каникулы еще не начались. У
входа, сидя на корточках на бетонных плитах, играют
несколько ребятишек. Оттуда так и веет истинное жи-
вое ци, что заставляет Ван Липина все время оборачи-
ваться и на них посматривать, после чего наша беседа
оживляется еще больше.
Перед лицом всегда улыбчивого г-на Вана мы не
чувствуем торжественности и почтительного трепета,
приличествующего беседе о глубоких таинственных
философских принципах. Совсем наоборот, ощущение
такое, что лежим мы на зеленой травке, рассматрива-
ем белые облачка, плывущие в лазурном небе, совер-
шенно непринужденные, ничем не связанные, и про-
никаем во все вещи, неизвестно каким образом слива-
емся с ними, мыслим открыто, свободно, ясно. К этому
времени у нас не раз уже случались внезапные про-
светления, мы уже понимали космос, но все еще хоте-
лось безмолвно спросить у синего Неба: Почему все-
ленная такова? А что за нею есть еще?
Внутренняя природа ци человека, в результате со-
вершенствования ставшего Истинным, и одухотворен-
ный свет его цзин и шэнь способны совершенно есте-
ственно экстериоризироваться, образуя в его жизнен-
ной среде «магнитное поле», которое влияет на окру-
жающий мир и заражает его. В процессе знакомства
с даосской культурой мы не вполне ясно, но мощно
почувствовали, что ценность ее как части традицион-
ной китайской культуры отнюдь не ограничивается ни
совершенствованием тела и пестованием сердечной
природы, ни охраной человеческой жизни, ни поисками
гармонии со сверхъестественным покоем. Когда тело
и ум находятся