Чэнь Кайго, Чжэн Шуньчао

Подвижничество Великого Дао

в мире «глубокого и постоянного без-

молвия», люди могут интуитивно осознать, что стоят у

великих врат человеческой мудрости, почувствовать еt

древнюю и мощную притягательную силу.

Г-н Ван Липин говорит, что в недалеком будущем во-

сточная культура, в том числе и даосская, привлекут к

себе в мире большее внимание, и у китайской культу-

ры появится возможность нового расцвета. Этот ред-

кий шанс, предоставляемый Китаю нашей эпохой, мы

не должны ни в коем случае упустить.

В отношении даосской культуры существует пробле-

ма сущности и атрибутов. И мы в процессе интервью-

ирования Ван Липина тоже все время пытались вы-

яснить, что в даосской премудрости жизненнее все-

го? Примитивная ли диалектика мышления, продемон-

стрированная в «Даодэ цзине», как это обычно счита-

ется? Или даосское искусство пестования жизни, ста-

новящееся через совершенствование в выплавлении?

Все это, несомненно, издавна обладало притягатель-

ной силой. Но главное, как мы считаем, состоит все-

таки в ее старании широко раскрыть и использовать

способности мышления, скрытые в человеческом моз-

ге. Широкое и глубокое, как вся вселенная, море ума!

Кто способен свободно в нем плыть, тот может прокла-

дывать для человечества пути мудрости.

С того самого дня, когда три старых даоса нача-

ли обучение Ван Липина, все их мастерство было на-

правлено к тому, чтобы снять оковы с его мышления.

Они стремились вернуть мышление тринадцатилетне-

го мальчика из состояния движения в одну сторону, по

одной колее? в состояние первозданного отсутствия

всяких колей, всякой узкой направленности, и Ван Ли-

пин плыл против течения, поднимался вверх, прямо к

истокам.

В самых простых и примитивных указаниях, которые

три старика давали в процессе воспитания, заключал-

ся глубокий смысл.

Юный Ван Липин два года провел в тяжелых тру-

дах по «сосредоточению ума, пестованию сердечной

природы». В то время Дед-Учитель сказал ему толь-

ко, что это нужно для ограничения его своеволия, что

смысл этой работы состоит в «возвращении к истокам»

и «заложении основы». И только в результате длитель-

ного совершенствования Ван Липин понял, что трени-

ровка мастерства –дело второстепенное, а основное –

тренировка мышления. Надо соединиться c Дао, «чув-

ствовать и постигать» в «глубоком и постоянном без-

молвии».

В «Лао-цзы» это тщательно разработано:

Шестнадцатый чжан

Достичь предела Пустоты, сохранять покой и ис-

тинность. Тьма вещей начнет соединяться, мы уви-

дим