ис-
тинную суть Тьмы вещей. Освободиться от привязан-
ностей, видеть все как должно, непосредственно, а не
окольным путем, не сквозь мутную воду.
Общаясь с г-ном Ван Липином, мы часто изумлялись
остроте его ума. Спросит кто-нибудь о каком-то деле,
о болезни, например, он отвечает сразу же очень чет-
ко, ни на минуту не задумываясь. В даосском тренин-
ге мышления, по его словам, ключевой момент соста-
вляет высвобождение интуиции. Интуиция – высшая
форма движения мысли, но ей невозможно научиться
на опыте или из книг. Она крепнет постепенно только в
процессе совершенствования в выплавлении, а потом
уж ее можно использовать активно. Некоторые вещи
нельзя передать словами или на письме, их можно по-
чувствовать и понять только лично.
Почти каждому человеку когда-нибудь на собствен-
ном опыте приходилось испытать прямое постижение,
мгновенное озарение и интуицию, их существование
не отрицает никто. А люди, совершенствующиеся в
Дао, сосредоточены именно на этих скрытых возмож-
ностях человеческого мышления. Покой способен по-
рождать мудрость, и многие люди, занимающиеся си-
дячей медитацией и заложившие основы совершен-
ствования в выплавлении, знают это по своему опыту.
Так называемые «возлелеивание единого, сохранение
покоя и искренности» и «безмолвная неподвижность»
– отнюдь не глупое сидение от скуки подобно камню
или деревянному столбу. Пустота не значит, что ничего
нет, неизменность не значит, что все мертво. Наоборот,
в пределе пустоты, покое и искренности скрываются
основы Тьмы вещей, пружины творчества, это искон-
ное состояние ума, корень сердечной природы. Бла-
годаря своей чистоте, покою, ясности, высокому един-
ству, отсутствию заблуждений и слепоты, спонтанному
недеянию оно является, самым замечательным состо-
янием человеческого мозга. Иногда в спокойном мо-
ре ума может мелькнуть какая-то мысль, о человеке
ли каком-то, о каком-то событии, возникнет и исчезнет
сама собой, без следа. А вскорости после окончания
занятий ты вдруг с удивлением обнаруживаешь, что
мелькнувшая при медитации мысль осуществилась в
реальности. Или действительно этот человек пришел,
или событие это произошло, или нашелся ответ на во-
прос, который ты долго не мог разрешить. А когда та-
кие дела происходят опять и опять, тут и самый несо-
образительный сообразит, что его ум стал совершен-
нее. Что касается людей, обладающих основами со-
вершенствования в выплавлении, то при условии со-
хранения сверхспокойного