несколько часов. Спокойно со-
зерцал окружающие горы, деревья, дома, столбы элек-
тропередачи. Сначала чувствовал, что все эти картины
перевернуты, но постепенно ощущение неправильно-
сти утратилось, все вернулось в прежнее состояние.
Из этого простого упражнения Ван Липин понял, что
внешний мир вовсе не изменился, изменилось мышле-
ние человека. Он часто говорит, что вещи мертвы, а
человеческое мышление живо. Все зависит от воспри-
ятия.
Потом Учителя закрыли его в доме и велели проду-
мать, сколько в этом доме углов. Ван Липин, которому
было тогда лет четырнадцать-пятнадцать, сел посреди
комнаты и начал старательно считать. Сначала мно-
жество раз осматривал комнату, но как ни изощрялся,
все получалось восемь углов. Учителя его высмеяли,
велели посчитать еще. Ван Липин тоже раззадорился
ис места не сходил, все думал. В это время его мы-
шление шло только в одном направлении – он смотрел
только по четырем сторонам от того места, где сидел.
Дед-Учитель, стоящий за окном, поглаживая бороду, с
улыбкой сказал: «Сынок, вот, взять хоть нас с тобой,
двоих, ты смотришь на меня или я смотрю на тебя?»
Сказал и ушел.
У Ван Липин был природный корень мудрости, ему
требовался только намек. Он сразу же сообразил, что
по каждой внешней стороне угла комнаты есть еще
угол, углы объемны, а глядя в направлении изнутри
наружу, он может видеть только один из них. В конце
концов он выскочил из одномерного мышления, сумел
увидеть другие направления.
Самым большим плюсом в том, как три старых да-
оса воспитывали мышление у Ван Липин было отсут-
ствие всяких поучений, всякого вмешательства. Все он
должен был сам прочувствовать, сам понять, а в нуж-
ный момент они его только чуть-чуть направляли. Мож-
но сказать, они тренировали его мышление так, чтобы
оно уподобилось образцу самого космоса.
Еще позже даосы посадили Ван Липина в круглую
корзину, сплетенную из лыка. Снаружи корзину обма-
зали глиной, чтобы не было ни щелочки, внутри ста-
ло совсем темно, ни в каком направлении ничего не-
льзя было различить. Да еще подвесили корзину в
воздухе. Потом Учителя проделали в корзине малень-
кую дырочку, через которую проникал тоненький лу-
чик света, и спросили Ван Липина: «Откуда свет?» В
соответствии с обычными понятиями Ван Липин отве-
тил: «Сверху». Корзину покрутили, попереворачивали
и, опять проделав дырочку, спросили: «Теперь с какой
стороны?» Ван Липин опять ответил по обычному ощу-
щению: «Снизу».. Так его крутили и спрашивали,