Чэнь Кайго, Чжэн Шуньчао

Подвижничество Великого Дао

несколько часов. Спокойно со-

зерцал окружающие горы, деревья, дома, столбы элек-

тропередачи. Сначала чувствовал, что все эти картины

перевернуты, но постепенно ощущение неправильно-

сти утратилось, все вернулось в прежнее состояние.

Из этого простого упражнения Ван Липин понял, что

внешний мир вовсе не изменился, изменилось мышле-

ние человека. Он часто говорит, что вещи мертвы, а

человеческое мышление живо. Все зависит от воспри-

ятия.

Потом Учителя закрыли его в доме и велели проду-

мать, сколько в этом доме углов. Ван Липин, которому

было тогда лет четырнадцать-пятнадцать, сел посреди

комнаты и начал старательно считать. Сначала мно-

жество раз осматривал комнату, но как ни изощрялся,

все получалось восемь углов. Учителя его высмеяли,

велели посчитать еще. Ван Липин тоже раззадорился

ис места не сходил, все думал. В это время его мы-

шление шло только в одном направлении – он смотрел

только по четырем сторонам от того места, где сидел.

Дед-Учитель, стоящий за окном, поглаживая бороду, с

улыбкой сказал: «Сынок, вот, взять хоть нас с тобой,

двоих, ты смотришь на меня или я смотрю на тебя?»

Сказал и ушел.

У Ван Липин был природный корень мудрости, ему

требовался только намек. Он сразу же сообразил, что

по каждой внешней стороне угла комнаты есть еще

угол, углы объемны, а глядя в направлении изнутри

наружу, он может видеть только один из них. В конце

концов он выскочил из одномерного мышления, сумел

увидеть другие направления.

Самым большим плюсом в том, как три старых да-

оса воспитывали мышление у Ван Липин было отсут-

ствие всяких поучений, всякого вмешательства. Все он

должен был сам прочувствовать, сам понять, а в нуж-

ный момент они его только чуть-чуть направляли. Мож-

но сказать, они тренировали его мышление так, чтобы

оно уподобилось образцу самого космоса.

Еще позже даосы посадили Ван Липина в круглую

корзину, сплетенную из лыка. Снаружи корзину обма-

зали глиной, чтобы не было ни щелочки, внутри ста-

ло совсем темно, ни в каком направлении ничего не-

льзя было различить. Да еще подвесили корзину в

воздухе. Потом Учителя проделали в корзине малень-

кую дырочку, через которую проникал тоненький лу-

чик света, и спросили Ван Липина: «Откуда свет?» В

соответствии с обычными понятиями Ван Липин отве-

тил: «Сверху». Корзину покрутили, попереворачивали

и, опять проделав дырочку, спросили: «Теперь с какой

стороны?» Ван Липин опять ответил по обычному ощу-

щению: «Снизу».. Так его крутили и спрашивали,