подкопал их
стену, как же с таким неразумным ребенком поступить?
Обычно глава семьи прочитает ребенку нотацию, мо-
жет и лопатку отобрать, приговаривая, чтобы больше
такого не делал. Отец построже может и нашлепать ре-
бенка для острастки. А Ван Липин? Он, по виду, был
воодушевлен больше, чем его сын. Вышел в соседнюю
крохотную кухоньку, раздвинул корзины для овощей и,
показывая сыну на белую известковую стену, сказал:
«Иди сюда, копай вот здесь.»
Сын ничего не ответил, присел на корточки и пыхтя
принялся за работу. Видя эту сцену, авторы книги не
могли не изумиться, для чего Ван Липин это сделал.
Боян, отколупав кусок штукатурки в низу стены,
остановился, лицо и одежда его были осыпаны пылью.
И вдруг он радостно закричал: «Па, я понял, понял!»
«Что понял?» – спрашивает г-н Ван Липин.
Боян торопливо выпаливает: «Внутри стенки кирпи-
чи, а между кирпичами еще мелкий песок».
Боян выяснил то, что хотел выяснить, а мы тоже
вдруг поняли, для чего Ван Липин так сделал. Он вос-
питывал своего сына даосскими методами.
По словам Ван Липина, в те годы Дед-Учитель часто
говорил: «Играющий ребенок мой учитель». В нем во-
площен даосский дух благоговения перед спонтанно-
стью. Все даосские заклинания при совершенствова-
нии в выплавлении совершаются для того, чтобы за-
ставить человека от Последующего Неба вернуться к
Прежнему Небу, это то, что люди обычно называют
«возвратом из старости в детство», а Лао-цзы называл
«способностью превращаться в младенца». Не просто
вернуться назад или пойти обратно, а на более высо-
ком уровне реализовать истинное детское состояние.
И не только физически, но и духовно.
Детское мышление – это спонтанное мышление, оно
самое истинное, самое свободное, в нем нет изощрен-
ной сложности, оно не пострадало от социального «за-
грязнения». Это является перед современными людь-
ми их чистый исконный облик. При воспитании ребен-
ка надо задумываться над способами его сохранения
и над тем, как развивать в ребенке такое нестесненное
мышление и дух бесстрашия перед исследованием не-
известного. Его нельзя подавлять, связывать. Тем бо-
лее нельзя навязывать ребенку свои уже установивши-
еся стереотипы мышления. воспитывать его по своим
планам и вкусам. Наоборот, нам, взрослым, «видящим
глубокий смысл вещей», нужно учиться у детей тому,
что мы уже утратили в своем Последующем Небе.
Г-н Ван Липин воспитывает ребенка, уважая его при-
родную любознательность, охраняя спонтанность мы-
шления, помогая