Этот
разрыв оказался чреват неожиданными последствия-
ми для общества и личности, одно из которых получи-
ло название «утрата национальной идентичности», –
зияющая пустота в душе и рождающийся из нее (по
Лао-цзы, «Наличие рождается из Отсутствия») вопрос:
«Что значит быть китайцем?»
Такой вопрос, как многие другие, задавали себе
Чэнь Кайго и Чжэн Шуньчао. Им повезло. Они встре-
тили человека, который указал им Путь. Это не бы-
ло случайное везение. И не только потому, что гибель-
ность культурного разрыва была глубоко осознана в
обществе и государство прилагало большие старания
для его ликвидации и залечивания шрамов, создавая
условия для развития культуры вообще и религии в
частности. Они были готовы к изменению прежних сте-
реотипов мышления. Их личная воля к самосовершен-
ствованию ради обретения цельности и самостояния
предопределила встречу этих людей с Ван Липином,
Восемнадцатым Патриархом даосской школы Драко-
новых Ворот Полной Истинности, только что появив-
шимся на культурной сцене Китая и еще мало извест-
ным. Они пришли к нему в группу заниматься «цигун»,
а вышли новыми людьми. Вышли, а не ушли, потому
что с тех пор сделались горячими пропагандистами ки-
тайской традиционной культуры, одним из устоев ко-
торой является даосизм. В силу своих возможностей
они помогают теперь Ван Липину в решении задачи,
поставленной перед ним патриархами школы преды-
дущих поколений – раскрыть Китаю и миру сокровища
даосской культуры.
Интерес к сокровищам китайской культуры в мире
неуклонно растет. Но «сокровища культуры» имеют ту
особенность, что, даже выставленные на всеобщее
обозрение, они не перестают быть «сокровенными»,
быть тайной, к которой каждый зрящий их должен най-
ти (а может и не найти) свой собственный ключ. Будь то
шедевр живописи, танец или плавное движение Тай-
цзицюань, будь это мелодия, книга, слово или безмол-
вие медитации, все это только Знаки культуры, кото-
рые раскроются тебе, если станут фактом твоей соб-
ственной внутренней жизни.
Сокровища культуры можно приобретать, коллекци-
онировать, их можно наблюдать, изучать, ими можно
любоваться и наслаждаться, их можно в той или иной
форме «иметь» как вещи или знания. Но хотя мы в жиз-
ни часто говорим об «овладении культурой», культурой
нельзя «обладать», потому что она не содержится в
вещах и знаниях, а «есть» только в живом человеке,
в жизни его духа. Культурным можно только «быть».
Культура и человек как родовое существо