Чэнь Кайго, Чжэн Шуньчао

Подвижничество Великого Дао

Этот

разрыв оказался чреват неожиданными последствия-

ми для общества и личности, одно из которых получи-

ло название «утрата национальной идентичности», –

зияющая пустота в душе и рождающийся из нее (по

Лао-цзы, «Наличие рождается из Отсутствия») вопрос:

«Что значит быть китайцем?»

Такой вопрос, как многие другие, задавали себе

Чэнь Кайго и Чжэн Шуньчао. Им повезло. Они встре-

тили человека, который указал им Путь. Это не бы-

ло случайное везение. И не только потому, что гибель-

ность культурного разрыва была глубоко осознана в

обществе и государство прилагало большие старания

для его ликвидации и залечивания шрамов, создавая

условия для развития культуры вообще и религии в

частности. Они были готовы к изменению прежних сте-

реотипов мышления. Их личная воля к самосовершен-

ствованию ради обретения цельности и самостояния

предопределила встречу этих людей с Ван Липином,

Восемнадцатым Патриархом даосской школы Драко-

новых Ворот Полной Истинности, только что появив-

шимся на культурной сцене Китая и еще мало извест-

ным. Они пришли к нему в группу заниматься «цигун»,

а вышли новыми людьми. Вышли, а не ушли, потому

что с тех пор сделались горячими пропагандистами ки-

тайской традиционной культуры, одним из устоев ко-

торой является даосизм. В силу своих возможностей

они помогают теперь Ван Липину в решении задачи,

поставленной перед ним патриархами школы преды-

дущих поколений – раскрыть Китаю и миру сокровища

даосской культуры.

Интерес к сокровищам китайской культуры в мире

неуклонно растет. Но «сокровища культуры» имеют ту

особенность, что, даже выставленные на всеобщее

обозрение, они не перестают быть «сокровенными»,

быть тайной, к которой каждый зрящий их должен най-

ти (а может и не найти) свой собственный ключ. Будь то

шедевр живописи, танец или плавное движение Тай-

цзицюань, будь это мелодия, книга, слово или безмол-

вие медитации, все это только Знаки культуры, кото-

рые раскроются тебе, если станут фактом твоей соб-

ственной внутренней жизни.

Сокровища культуры можно приобретать, коллекци-

онировать, их можно наблюдать, изучать, ими можно

любоваться и наслаждаться, их можно в той или иной

форме «иметь» как вещи или знания. Но хотя мы в жиз-

ни часто говорим об «овладении культурой», культурой

нельзя «обладать», потому что она не содержится в

вещах и знаниях, а «есть» только в живом человеке,

в жизни его духа. Культурным можно только «быть».

Культура и человек как родовое существо