здоровому развитию заложенных в
нем умственных способностей. Именно поэтому его
сын отличается от других детей по осмыслению про-
блем, часто выдает очень удивительные мысли. Во
время урока учитель в курсе «Элементарных знаний»
рассказывал, что каждый день утром солнце всходит
на востоке и начинается новый день. Другие повторя-
ли это за учителем, а Боян поднял руку и спросил: «А
почему солнце не с запада всходит?» На этот вопрос
учитель не мог ответить, на него не могут ответить и са-
мые крупные современные ученые. Этот вопрос сму-
щает все человечество. Если в этот «инфантильный»
вопрос углубиться, еще неизвестно, что он за собой
потянет.
Однажды Боян вернулся домой, надув губы и всем
лицом выражая свое недовольство. Г-н Ван Липин
спросил, что случилось. Боян ответил, что в классе он
выше всех и в строю стоит сзади, а учитель всегда ко-
мандует: «Направо, равняйсь!» Почему каждый день
направо, а не налево? Детская непосредственность и
наивность всех в доме развеселила, а г-н Ван глубо-
ко понимал, что только в таком уме прячутся зерна му-
дрости.
Раз в школе устроили спортивные состязания и ро-
дители все пошли смотреть. Толпа играющих детей из-
дали увидела родителей и единодушно разразилась
криками «Папа!» «Мама!» И только один» ребячий го-
лос громко взывал: «Ван Липин! Ван Липин!» Г-н Ван
сразу различил в толпе своего сына. Родители и уче-
ники очень этому удивились. По дороге домой Ван Ли-
пин спросил: «Все другие кричали „Мама!“, „Папа!“, а
ты почему же кричал мне „Ван Липин“?» Сын ответил:
«Одеты все одинаково, все кричат папа-мама, разве
тут можно разобрать кто кто. А когда я позвал тебя по
имени, ты сразу меня и увидел». Ван Липин очень об-
радовался, потому что сын помыслил самостоятельно.
Не без сожаления сказал Ван Липин, что в эти по-
следние годы он очень занят, все время где-то ездит,
воспитанием сына занимается не вплотную, а ведь
школьное обучение постепенно ведет к тому, что дет-
ское мышление идет по узкой колее, только в одном
направлении. А человеческая –то жизнь сама по себе
не имеет направлений, куда идешь, это для тебя впе-
реди, а повернешься, так это будет уже сзади.
Отсюда Ван Липин перешел к разговору о пороках
современного образования: у учащихся область дея-
тельности мышления по мере продвижения учебы, с
одной стороны, повышается, с другой, – становится
все уже и уже. В начальной и средней школе все из-
учают астрономию, географию, историю, математику,
физику, химию, рисование,