музыку, зоологию, ботани-
ку, биологию и другие науки. Уже на второй ступени
средней школы происходит разделение по гуманитар-
ным и естественным наукам, поле зрения сужается,
появляются направления, появляется ограниченность.
А в вузах уже идет специализация, сосредоточение на
изучении одного какого-то вида знаний. Дальше идут
аспирантуры и докторантуры, где уже с головой зары-
ваются в какое-то одно звено, в какую-то точку.. Струк-
тура знания, направление потока мышления уподобля-
ется пирамиде –чем выше, тем уже.
А путь даосского воспитания человека как раз это-
му противоположен. По мере взлетов из Нижнего из
Трех Миров в Средний и Высший деятельность чело-
веческого мышления во времени и пространстве ста-
новится все шире, богаче, глубже. Вначале изучаются
все дела и все принципы мира «Человека –Вещей-Со-
бытий», в котором живут обычные люди. Потом на-
до все это превзойти и изучать мир «Небо-земля-че-
ловек», Мир «Небо-земля-человек» вмещает мир «че-
ловека-событий-вещей», но он гораздо обширнее и
глубже. Наконец, превзойдя пространство и время,
изучают мир «Время-Пространство-Космос». Мышле-
ние раскрывается, развивается. И притом изучается не
только внешний мир, чем выше миром ты живешь, тем
больше внимания должен обращать на собственный
внутренний мир, то есть на саморефлексию и изучение
головного мозга.
А в самом конце г-н Ван Липин сказал, что глав-
ное-то не в широте или узости учебных курсов. Сами
«Три Мира» – это три разных уровня единого. Ключе-
вой момент в том, что надо иметь «трехмерное» мы-
шление, надо иметь новую философию.
Авторы книги спросили, не о том же ли самом гово-
рится в словах буддийской сутры «На кончике иглы за-
мечаешь десятиугольную пагоду, ничтожная пылинка
на сидении превращается в Великое Колесо Дхармы»?
Г-н Ван Липин с улыбкой кивнул.
Заключение
Навстречу новой заре восточной культуры
На фоне расцветшей за несколько веков западной
науки и техники восточная культура поблекла. Стре-
мление человечества к материальным благам стиму-
лируется достигнутым с помощью науки и техники раз-
витием производительных сил, оно уже сделалось бес-
прецедентно высоким и продолжает нарастать все бы-
стрее и быстрее. Люди познали комфорт человеческой
жизни и в то же время терпят небывалые страдания.
Это век культуры и антикультуры. Когда на востоке тем-
но, на западе светло.
Но немногие понимающие люди уже предвидят бу-
дущую зарю на востоке. И вскоре станет видно, что на