этом Востоке есть древний и в то же время вечно но-
вый мир, в котором сияет и искрится новый свет древ-
ней культуры.
При всем развитии науки и техники человечество по-
дошло сейчас к рубежу трудностей.
Наука и техника не могут далее развиваться по соб-
ственной логике, которой они обязаны своими гигант-
скими успехами. Она очертила круг, из которого они не
могут вырваться, не могут его превзойти.
Что такое, в конечном счете, формы существования
материи, формы движения? Многих ученых эти вопро-
сы ставят в тупик. Еще один предел – скорость света.
Можно ли надеяться превзойти скорость этого матери-
ального движения, даже если рассматривать данную
константу как единственную и универсальную для всех
излучений? Существует ли еще что-то, движущееся со
скоростью, превышающей скорость света?
Наука получила очень большое развитие в гумани-
тарной области, но эти успехи также ограничены сфе-
рой, очерченной наукой. Она как будто коснулась дру-
гой стороны человека, но у нее не хватает смелости
признать существование этой другой стороны. Лишь
немногие ученые борются сейчас за признание ее пра-
ва на существование. Мы имеем в виду познание че-
ловеческого духа.
В этом вопросе религия и наука стоят на разных по-
зициях. Две данные силы были когда-то в антагонисти-
ческих отношениях, но лишь на короткое время, и на-
до сказать, что оно уже прошло. Все больше и больше
людей начинает теперь понимать, что наука и религия
должны дополнять друг друга. Как говорил Эйнштейн,
«Наука без религии гибельна, религия без науки сле-
па». Даосы посчитали бы слова Эйнштейна очень про-
никновенными.
Положение нынешней науки можно оценить так: со-
временная философия не указывает ей ясного напра-
вления и правильного выхода.
Еще одна серьезная проблема – использование ре-
зультатов науки. Не станем перечислять важные ошиб-
ки, допущенные человечеством в этом направлении,
а также их серьезные и печальные последствия. Мно-
гие-многие ученые, естественники и общественники,
выступали здесь с предупреждениями, и предупре-
ждения становятся все настоятельнее. Но, как сказал
Тойнби, «Печальные последствия, причиненные нау-
кой, не могут быть исправлены самой наукой».
Нужно новое мировоззрение, нужна новая культура.
Сегодня развитие науки и техники поставило под
угрозу само существование человека. Опасность гро-
зит ему не только со стороны природных катаклизмов,
но и со стороны самого человечества.
Юнг выразился еще острее: