Чэнь Кайго, Чжэн Шуньчао

Подвижничество Великого Дао

этом Востоке есть древний и в то же время вечно но-

вый мир, в котором сияет и искрится новый свет древ-

ней культуры.

При всем развитии науки и техники человечество по-

дошло сейчас к рубежу трудностей.

Наука и техника не могут далее развиваться по соб-

ственной логике, которой они обязаны своими гигант-

скими успехами. Она очертила круг, из которого они не

могут вырваться, не могут его превзойти.

Что такое, в конечном счете, формы существования

материи, формы движения? Многих ученых эти вопро-

сы ставят в тупик. Еще один предел – скорость света.

Можно ли надеяться превзойти скорость этого матери-

ального движения, даже если рассматривать данную

константу как единственную и универсальную для всех

излучений? Существует ли еще что-то, движущееся со

скоростью, превышающей скорость света?

Наука получила очень большое развитие в гумани-

тарной области, но эти успехи также ограничены сфе-

рой, очерченной наукой. Она как будто коснулась дру-

гой стороны человека, но у нее не хватает смелости

признать существование этой другой стороны. Лишь

немногие ученые борются сейчас за признание ее пра-

ва на существование. Мы имеем в виду познание че-

ловеческого духа.

В этом вопросе религия и наука стоят на разных по-

зициях. Две данные силы были когда-то в антагонисти-

ческих отношениях, но лишь на короткое время, и на-

до сказать, что оно уже прошло. Все больше и больше

людей начинает теперь понимать, что наука и религия

должны дополнять друг друга. Как говорил Эйнштейн,

«Наука без религии гибельна, религия без науки сле-

па». Даосы посчитали бы слова Эйнштейна очень про-

никновенными.

Положение нынешней науки можно оценить так: со-

временная философия не указывает ей ясного напра-

вления и правильного выхода.

Еще одна серьезная проблема – использование ре-

зультатов науки. Не станем перечислять важные ошиб-

ки, допущенные человечеством в этом направлении,

а также их серьезные и печальные последствия. Мно-

гие-многие ученые, естественники и общественники,

выступали здесь с предупреждениями, и предупре-

ждения становятся все настоятельнее. Но, как сказал

Тойнби, «Печальные последствия, причиненные нау-

кой, не могут быть исправлены самой наукой».

Нужно новое мировоззрение, нужна новая культура.

Сегодня развитие науки и техники поставило под

угрозу само существование человека. Опасность гро-

зит ему не только со стороны природных катаклизмов,

но и со стороны самого человечества.

Юнг выразился еще острее: