Сегодня мы, как никогда ясно, видим, что опасность
всем нам, людям, угрожает вовсе не со стороны при-
роды, а со стороны самого человечества, со стороны
его индивидуального и массового интеллекта. Она со-
стоит в том, что человеческий дух утратил свое посто-
янство.
Двое ученых, озабоченных человеческим интеллек-
том, говорили о проблеме духовного кризиса челове-
чества. Один из них – японец Судзуки Дайсэцу, другой
– американец Эрих Фромм. Ниже мы приводим цитаты
из книги «Дзэн-буддизм и психоанализ».
Фромм:
Хотя народы, живущие на Западе, не ощущают это-
го (или не ощущают в своем большинстве), они пере-
живают сейчас кризис западной культуры. Но по мень-
шей мере все критически мыслящие наблюдатели при-
знают существование этого кризиса и понимают его ха-
рактер. Этот кризис может быть описан как «беспокой-
ство», «усталость», «болезнь века», инертность, ме-
ханизация человека, изоляция человека от самого се-
бя, от своих соотечественников, а также от природы.
В следовании рационализму человек дошел до такой
степен, когда рационализм становится нерациональ-
ным. После Хайдеггера человек с каждым днем все
более отделяет мышление от чувства; считается. что
только мышление рационально, а чувства подчиняют-
ся своей природе, то есть нерациональны. Человек
разрезан на две половины, одна из них рациональна
и считается истинным Я, которое должно управлять
другим Я так же, как должно управлять природой. Ра-
ционалистическое управление природой, а также про-
изводство все большего и большего количества това-
ров стало высшей жизненной целью. В этом процессе
человек превратил самого себя в вещь, человеческая
жизнь превратилась в приложение к товару, и суще-
ствование стало управляться обладанием. В истоках
западной культуры – греческой и иудейской культурах
–целью жизни был совершенный человек, а современ-
ный человек считает, что целью жизни является совер-
шенная вещь, а также знание того, как эту совершен-
ную вещь создать. Западный человек пребывает сей-
час в бессилии от духовной расколотости – в бессилии
чувствования. Поэтому он и ощущает тоску, беспокой-
ство и отчаяние.
Судзуки Дайсэцу, говоря сначала о Востоке. цитиру-
ет историю из «Чжуан-цзы»:
Один крестьянин выкопал колодец для поливки по-
ля. Он таскал воду из колодца ведром, как это дела-
лось в древности. Шел мимо прохожий и сказал: «По-
чему ты не используешь журавль, ведь сил тогда тра-
тится меньше и сделать можно больше». Крестьянин