Чэнь Кайго, Чжэн Шуньчао

Подвижничество Великого Дао

Сегодня мы, как никогда ясно, видим, что опасность

всем нам, людям, угрожает вовсе не со стороны при-

роды, а со стороны самого человечества, со стороны

его индивидуального и массового интеллекта. Она со-

стоит в том, что человеческий дух утратил свое посто-

янство.

Двое ученых, озабоченных человеческим интеллек-

том, говорили о проблеме духовного кризиса челове-

чества. Один из них – японец Судзуки Дайсэцу, другой

– американец Эрих Фромм. Ниже мы приводим цитаты

из книги «Дзэн-буддизм и психоанализ».

Фромм:

Хотя народы, живущие на Западе, не ощущают это-

го (или не ощущают в своем большинстве), они пере-

живают сейчас кризис западной культуры. Но по мень-

шей мере все критически мыслящие наблюдатели при-

знают существование этого кризиса и понимают его ха-

рактер. Этот кризис может быть описан как «беспокой-

ство», «усталость», «болезнь века», инертность, ме-

ханизация человека, изоляция человека от самого се-

бя, от своих соотечественников, а также от природы.

В следовании рационализму человек дошел до такой

степен, когда рационализм становится нерациональ-

ным. После Хайдеггера человек с каждым днем все

более отделяет мышление от чувства; считается. что

только мышление рационально, а чувства подчиняют-

ся своей природе, то есть нерациональны. Человек

разрезан на две половины, одна из них рациональна

и считается истинным Я, которое должно управлять

другим Я так же, как должно управлять природой. Ра-

ционалистическое управление природой, а также про-

изводство все большего и большего количества това-

ров стало высшей жизненной целью. В этом процессе

человек превратил самого себя в вещь, человеческая

жизнь превратилась в приложение к товару, и суще-

ствование стало управляться обладанием. В истоках

западной культуры – греческой и иудейской культурах

–целью жизни был совершенный человек, а современ-

ный человек считает, что целью жизни является совер-

шенная вещь, а также знание того, как эту совершен-

ную вещь создать. Западный человек пребывает сей-

час в бессилии от духовной расколотости – в бессилии

чувствования. Поэтому он и ощущает тоску, беспокой-

ство и отчаяние.

Судзуки Дайсэцу, говоря сначала о Востоке. цитиру-

ет историю из «Чжуан-цзы»:

Один крестьянин выкопал колодец для поливки по-

ля. Он таскал воду из колодца ведром, как это дела-

лось в древности. Шел мимо прохожий и сказал: «По-

чему ты не используешь журавль, ведь сил тогда тра-

тится меньше и сделать можно больше». Крестьянин