сказал: «Я знаю, что он сберегает силы, поэтому им и
не пользуюсь. Я боюсь, что от пользования таким хи-
трым механизмом сердце человека может тоже стать
как механизм, а механическое сердце сделает челове-
ка распущенным и нерадивым».
Люди Запада часто изумляются, почему китайцы не
разовьют больше свою науку и машины. Они удивля-
ются потому, что когда-то у китайцев было ведь много
открытий и изобретений, например, магнит, порох, ко-
лесо, бумага и прочие вещи. Главная причина в том,
что китайцам и вообще азиатам нравится жить ради
жизни, и они не хотят превращать ее в средство для
достижения других целей, потому что жизнь может по-
вернуть таким образом совсем в другую колею.
А теперь посмотрим, что Судзуки говорит о Западе.
Машина противостоит философии работы или фи-
лософии труда Чжуан-цзы, а западная идея личной
свободы и ответственности человека идет вразрез с
восточной идеей абсолютной свободы.
Человек вступает в конфликт с машиной, и благода-
ря этому конфликту Запад переживает гигантское пси-
хологическое напряжение, что проявляется во всех на-
правлениях его жизни.
Человек может говорить о свободе, но машина по-
всюду его ограничивает, поэтому дальше разговоров
дело не идет. Западный человек с самого начала под-
вержен ограничениям и запретам. Его спонтанность
отнюдь не является его собственной, это спонтанность
машины. Машина не способна к творчеству, она дви-
жется только потому, что это позволяет ей нечто в нее
заложенное, она никогда не «поступает» как «чело-
век»..
Человек может быть свободным только в том слу-
чае, если он уже больше не индивид. Он свободен
только тогда, когда отрицает себя и сливается с целым,
говоря более точно, когда он является и не является
самим собой. Лишь когда человек до конца понял это
на вид явное противоречие, он имеет право говорить
о свободе или ответственности или спонтанности. На-
пример, спонтанность, о которой говорят люди Запа-
да, особенно психоаналитики, представляет собой не
больше и не меньше, чем детскую или животную спон-
танность, а вовсе не спонтанность зрелого человека.
Кризис, перед лицом которого оказалось человече-
ство, порожден машиной, порожден наукой.
Нужно новое мировоззрение. нужна новая культура.
Когда на западе темно, на востоке светлеет.
«Землю окутывает мрак, совсем не похожий на тем-
ноту природной ночи. Это первобытный мрак духа,
сегодня он таков же, каким был миллионы лет на-
зад» (Юнг)
Но на востоке в этом мраке уже появляются