знавшему бурь и гроз, методы , близкие к
пыткам.
Искренне взволнованный, господин Ван Липин по-
грузился в воспоминания. «Много, очень много было
таких вещей за полтора десятка лет занятий по изуче-
нию Дао. Но три старика всегда были на высоте! Сей-
час я каждый год бываю в горах Лаошань. Учитель Ван
Цзяомин уже отправился к бессмертным, а Дед-Учи-
тель и Учитель Цзя Цзяои живы-здоровы. Нечего и го-
ворить, встречаемся мы тепло, совсем как прежде, об-
нимают и целуют меня бесконечно, как маленького. У
нынешних учителей и учеников бывают, разве между
собой такие чувства? Возвращаясь с гор, я каждый раз
заболеваю. Приходится регулировать свое здоровье,
мне становится слишком грустно».. И авторы книги,
слушая рассказ Ван Липина, и позже, когда писали это,
были глубоко взволнованы.
Но вернемся к рассказу. Через полгода суровых тре-
нировок Ван Липин завершил в конце концов этап
«раскаяния в ошибках». Он мог уже проводить в сидя-
чей медитации день и ночь, тело его окрепло, а сердце
успокоилось. Ни внутри, ни вовне ничто ему не меша-
ло.
Глава третья
Накапливание цзин,
собирание шэнь
Весь процесс своего совершенствования в выпла-
влении, длившийся более десятка лет, господин Ван
Липин для нашего репортажа разделил на девять эта-
пов, составил подробные тезисы и поэтапно все осве-
тил. Сейчас он приступает ко второму этапу, а именно
«контролю над сердцем и пестованию сердечной при-
роды», внимание в нем по-прежнему сосредоточено на
закалке природы сердца, но , по сравнению с этапом
«раскаяния в ошибках», это более высокий уровень,
трудность его больше, требования строже, внешние
условия в период совершенствования более жесткие.
Задача совершенствующегося состоит в том, чтобы
накопить энергию цзин и собрать энергию шэнь, сосре-
доточить внимание на обеспечении сохранности шэнь,
чтобы на самом себе понять тонкие изменения , проис-
ходящие внутри тела, и породить необычные способ-
ности из обычного.
На этот раз Учителя перевели Ван Липина для са-
мосовершенствования в земляной погреб. Погреб был
очень тесным, темным и сырым, он не проветривал-
ся и, с точки зрения расхожих представлений, для за-
нятий не годился. Но в том, что три старца выбрали
специально такое особое место для тренировки Липи-
на, был свой глубокий смысл. Этот смысл, думаем, со-
стоял вовсе не в том, что они просто хотели «в суро-
вых условиях воспитать необыкновенного человека»,
то есть использовать отрицательные факторы среды
для положительной