Чэнь Кайго, Чжэн Шуньчао

Подвижничество Великого Дао

цели. Мотивы были, как нам ка-

жется, более конструктивные. Возможно, резон состо-

ял в том, что погреб глубоко уходит в землю, что он

темный и сырой. По соответствию Пяти Элементам,

то, что ниже поверхности земли, относится к Земле,

там сильно ци Земли. Темное же – это предел Инь, ко-

гда Инь доходит до предела, то рождается Ян. Сырое

в Пяти Элементах соответствует Воде, источнику жиз-

ни. В расположении Восьми Триграмм, как в Порядке

Прежнего Неба, так и в Порядке Последующего Неба,

и земля Кунь и Вода Кань находятся внизу. В «И чжу-

ань», комментарии «Книги Перемен» говорится: «До-

стижение начала Кунь способствует рождению Тьмы

вещей , и тогда направление движения соответствует

Небу. Когда Кунь в изобилии, взращиваются вещи, Дэ

соединяется с безграничным, держащий во рту драго-

ценность излучает великое сияние, оценка вещей пол-

ностью благоприятна». В «Лао-цзы» в «Дао следует

естественности» почитание и сохранение середины в

покое и пустоте относится к добродетелям Кунь. В изо-

бражении триграммы Кань черты Инь находятся сна-

ружи, черта Ян – в середине. « Ян погружен в Инь, сна-

ружи пусто, а внутри полно». В «И чжуань» сказано:

«Чтобы в рискованных действиях не потерять доверия

к себе, благоприятно связывать сердце, тогда твердо-

стью достигается верность». Не потому ли три старца

использовали для закалки Липина погреб?

Ван Липин, конечно, не понимал, с какими целя-

ми Учителя заставили его заниматься в погребе. Он

спрыгнул туда и , как они велели, в каждом из его четы-

рех углов зажег по три курительные свечки. Крошечный

погреб очень скоро наполнился дымом, Липин же при-

нялся заниматься в позе лотоса. Сначала он занимал-

ся спокойно. Но дым становился все гуще и гуще, да

плюс еще этот сырой холодный воздух, дым опускался

вниз и атмосфера сделалась такой спертой, что трудно

было дышать. Ван Липин снова не смог удержаться от

«своенравной выходки», он громко закричал: «Зады-

хаюсь!», чтобы Учителя выпустили его. Подошедший

Ван Цзяомин одернул его, велел, чтобы строго испол-

нял задание, а не орал. Без прохождения этой заста-

вы прежние результаты в конечном счете разрушатся,

а с точки зрения дисциплины, за непослушание пола-

гается строгое наказание. Пришлось Ван Липину под-

чиниться и делать так, как сказал Учитель.

Сидение в позе лотоса в тесном , сыром и душ-

ном погребе действительно было трудно выдержать.

«Раз Учителя уже заперли дверь, – подумал Ван Ли-

пин, – они больше не придут. Почему бы мне не