Чэнь Кайго, Чжэн Шуньчао

Подвижничество Великого Дао

«Бла-

городный муж действует, заметив зарождающееся, а

не ждет, пока пройдет время». И далее: «Благородный

муж знает зарождающееся и явное, мягкое и твердое».

В «Лао-цзы» говорится: «В древности умелые мужи до-

ходили до сокровенного и тайного, скрытого и всепро-

ницающего». В «Гуань-цзы» говорится: «Чтобы серд-

це было на месте, думай о том, чтобы понимать не

только в грубом. Чтобы уйти от грубого, разбирайся

в сокровенном и тайном, потому что в совершенство-

вании главное дойти до сути». Чтобы овладеть заро-

ждающимся и сокровенным, совершенствуют природу

сердца и жизнь. Вершка недостанет – потеряешь тыся-

чу верст. Не разберешься в зарождающемся и сокро-

венном – не достигнешь высшего мастерства. Из таких

соображений , после того как завершилась работа Ван

Липина в погребе, начали с ним еще более специфи-

ческие занятия.

Сначала его заперли в большом деревянном ящи-

ке. Ящик был сделан специально для занятий, высота

его равнялась росту Ван Липина, а по ширине и длине

он был просторным, но сверху утыкан гвоздями, тор-

чавшими внутрь на вершок, так что если Липин в нем

вставал, то не мог двигаться, а если двигался, то в него

впивались гвозди. Кроме того, были устроены и другие

сложности. Когда Липин залез в ящик и ящик заперли,

он тщательно все вокруг осмотрел и благодаря мастер-

ству сидячей медитации, обретенному в многомесяч-

ном внутреннем самосовершенствовании, нашел там

нужное положение стоя. Липин подумал: «Ну, что тут

сложного? Гораздо легче, чем сидеть в позе лотоса».

Неожиданно для него в это самое время Человек Дао

Чистого Покоя потянул за веревку и подвесил ящик на

большое дерево. От порывов ветра дерево качалось,

и ящик начал качаться вместе с ним. Липин не думал,

что Учителя еще и такое ему устроят. А все для то-

го. чтобы не позволить ему отвлекаться; ему пришлось

сосредоточиться на поддержании равновесия в ящи-

ке, чтобы не пораниться гвоздями. Сидя внутри ящика,

он тщательно продумывал и испытывал на себе тон-

чайшие связи между движением ветра, движением де-

рева, ящика и человека. Постепенно некоторые зако-

номерности нашел, физических сил для этого не надо

было затрачивать, но зато требовалось сосредоточить

тонкую энергию ума цзин и собрать энергию духа шэнь,

напрячь все духовные силы. За два с лишним месяца

такой тренировки он научился чувствовать малейшее

дуновение ветерка и шевеление травы. Ночью в горах

он мог ощутить любое движение, даже если снаружи в

нескольких шагах бесшумно