«Бла-
городный муж действует, заметив зарождающееся, а
не ждет, пока пройдет время». И далее: «Благородный
муж знает зарождающееся и явное, мягкое и твердое».
В «Лао-цзы» говорится: «В древности умелые мужи до-
ходили до сокровенного и тайного, скрытого и всепро-
ницающего». В «Гуань-цзы» говорится: «Чтобы серд-
це было на месте, думай о том, чтобы понимать не
только в грубом. Чтобы уйти от грубого, разбирайся
в сокровенном и тайном, потому что в совершенство-
вании главное дойти до сути». Чтобы овладеть заро-
ждающимся и сокровенным, совершенствуют природу
сердца и жизнь. Вершка недостанет – потеряешь тыся-
чу верст. Не разберешься в зарождающемся и сокро-
венном – не достигнешь высшего мастерства. Из таких
соображений , после того как завершилась работа Ван
Липина в погребе, начали с ним еще более специфи-
ческие занятия.
Сначала его заперли в большом деревянном ящи-
ке. Ящик был сделан специально для занятий, высота
его равнялась росту Ван Липина, а по ширине и длине
он был просторным, но сверху утыкан гвоздями, тор-
чавшими внутрь на вершок, так что если Липин в нем
вставал, то не мог двигаться, а если двигался, то в него
впивались гвозди. Кроме того, были устроены и другие
сложности. Когда Липин залез в ящик и ящик заперли,
он тщательно все вокруг осмотрел и благодаря мастер-
ству сидячей медитации, обретенному в многомесяч-
ном внутреннем самосовершенствовании, нашел там
нужное положение стоя. Липин подумал: «Ну, что тут
сложного? Гораздо легче, чем сидеть в позе лотоса».
Неожиданно для него в это самое время Человек Дао
Чистого Покоя потянул за веревку и подвесил ящик на
большое дерево. От порывов ветра дерево качалось,
и ящик начал качаться вместе с ним. Липин не думал,
что Учителя еще и такое ему устроят. А все для то-
го. чтобы не позволить ему отвлекаться; ему пришлось
сосредоточиться на поддержании равновесия в ящи-
ке, чтобы не пораниться гвоздями. Сидя внутри ящика,
он тщательно продумывал и испытывал на себе тон-
чайшие связи между движением ветра, движением де-
рева, ящика и человека. Постепенно некоторые зако-
номерности нашел, физических сил для этого не надо
было затрачивать, но зато требовалось сосредоточить
тонкую энергию ума цзин и собрать энергию духа шэнь,
напрячь все духовные силы. За два с лишним месяца
такой тренировки он научился чувствовать малейшее
дуновение ветерка и шевеление травы. Ночью в горах
он мог ощутить любое движение, даже если снаружи в
нескольких шагах бесшумно