нием, чтобы вступить на Путь. Дело немного продви-
нулось вперед. Ныне мы хотим углубить методы ра-
боты, использовать особый прием, чтобы сделать его
храбрее, чтобы укрепить его душу. Осмелится он или
нет?»
Ван Липин понимал только, что мастерству, которо-
му его хотят научить, надо учиться, но не знал, о каком
приеме говорит Учитель. Он ответил без всяких разду-
мий: «Осмелюсь, почему не осмелюсь?»
Человек Беспредельного Дао усмехнулся: «Замеча-
тельно. Этот прием состоит в том, чтобы заниматься
ночью одному на кладбище, осмелишься пойти?»
Ван Липин ответил: «Это сделать нетрудно». Чело-
век Беспредельного Дао почувствовал, что за такую
храбрость надо похвалить, и сказал: «Древние гово-
рили, что дух в теле все равно что государь в стра-
не. Если дух беспокоен внутри, вовне теряется форма.
Это как если государь теряет разум наверху, в стране
начинается смута внизу. Благородный муж знает, что
чтобы укрепить форму, надо опираться на дух, а духу
для существования нужна форма. Поэтому совершен-
ствование природы сберегает дух, стойкость сердца
сохраняет целостность тела. Когда форма и дух друг с
другом близки, это на пользу и лицу и подкладке. Уме-
ние жить разумно– это чистая пустота и спокойная гар-
мония, уменьшение корысти и ограничение желаний.
Внешние вещи перестают волновать сердце, шэнь и
ци чисты, бескрайняя невозмутимость, тихое безмы-
слие сохраняются с помощью единого, пестуются с по-
мощью гармонии, мир и порядок с каждым днем воз-
растают, за этим следует общее благоденствие и вели-
кий лад. Ныне в контроле над сердцем и пестовании
природы ты уже обладаешь таким мастерством, одна-
ко в том, как сделать стойкой земную душу „по“ и креп-
кой небесную душу „хунь“, нисколько не разбираешь-
ся. Поэтому мы еще раз поучим тебя приемам работы,
чтобы сделать дух стойким».
Липин кивнул. Сказанное Дедом-Учителем он понял
приблизительно, что, мол, надо поступать по указани-
ям трех стариков и будет все хорошо.
Было уже совсем темно, на кладбище стояла мер-
твая тишина. Луны не было, а звезды закрывали плот-
ные тучи. В этом пустынном месте только три старца
и отрок занимались совершенствованием в выплавле-
нии. Каждый из стариков уже выбрал себе место для
медитации. Человек Дао Чистого Покоя приказал Ли-
пину выбрать и себе место, сесть в позу лотоса, зани-
маться две стражи, а когда закончится Время Мыши,
завершить работу и возвращаться.
Липин уселся, а про себя думал: «Три Учителя здесь,
работа эта нетрудная».