когда у выходцев
из влиятельных семей отклоняющееся поведение. Ра-
бота по воспитанию человека поистине является для
человечества огромным и важным делом. Три старика,
составляющие очень крепкую «команду», сейчас со-
средоточили все силы ума и души на работе по воспи-
танию преемника. Человек Дао Чистого Покоя очень
строг, но если посмотреть на его намерения, то разве
они не добры? Перешагнул в восьмой десяток, а сно-
ва занимается старым делом обучения и тренировки.
Днем кругом надо бегать, чтобы для занятий Липина
отыскать «самый замечательный» полигон, создавать
«инструменты Дао», ночью и вечером надо самолич-
но наблюдать за тем, как Липин занимается, и поучать
его, и дразнить, и пугать, и защищать. Кто из обычных
людей способен на такое? Г-н Ван Липин, вспоминая,
что мучился в те дни тренировки мастерства, но зато
добился успеха в изучении Дао, всегда с глубочайшим
чувством говорил об этом умершем Учителе. И только
зная г-на Ван Липина, можно глубоко прочувствовать
его слова: «Это был поистине добрый старик!»
Заниматься ночью на кладбище – тут обстанов-
ка слишком скверная. условия слишком жестокие. Но
если набраться храбрости, предохранить от растерян-
ности небесную и земную души «по» и «хунь», ска-
зав себе, что между небом и землей я один силен, то
сможешь все успокоить, установить мертвую тишину.
Я один здесь живой , обладающий и духом и телом. Я
здесь хозяин. Сейчас я тоже погружаюсь в покой. По-
кой, покой, покой, покой. «И сердце само успокоится,
и духу помех не будет. А когда духу нет помех, упрочи-
вается чистый покой». Когда сердце в покое, когда дух
стоек, остается почувствовать их пустоту. Пустота это и
есть Дао. Это также другие Небо и Земля, другой мир.
Потом, еще много-много раз повторяя эти упраж-
нения, Ван Липин от занятия к занятию все больше
и больше подавлял естественное чувство страха. На
кладбище он входил, как в обычную дверь, есть там
мертвецы или нет, его нисколько не волновало, он уже
достиг определенного мастерства в том, чтобы духу
шэнь и душам хунь не было помех. Ван Липин про-
шел целый ряд тренировок, одну за другой прошел все
«заставы», сюда прибавилось еще изучение внешне-
го мастерства, крепкая основа была заложена и для
внутреннего мастерства и для внешнего. С точки зре-
ния обычного человека, он был уже необычным. Но три
старца знали, что этот отрок-ученик все еще в Нижнем
из Трех миров, до Среднего из них ему еще очень да-
леко.
( По традиционным представлениям китайцев,