у че-
ловека десять душ – семь небесных душ «хунь», кото-
рые после смерти возвышаются и могут стать духом
«шэнь», и три земных души «по», которые уходят в зе-
млю и могут стать демоном «гуй».
Глава четвертая
Упорное совершенствование
в трех мирах
Просим читателя познакомиться сначала с выдерж-
кой из книги «Чжун Люй чуань Дао цзи» («Дао в пере-
даче Чжуна и Люя»). Чжун – это один из «Восьми Бес-
смертных»?, Хань Чжунли. Люй тоже из «Восьми Бес-
смертных», Люй Дунбинь. В этой книге записаны во-
просы и ответы Чжуна и Люя о выплавлении внутрен-
ней пилюли. Записал, обработал и передал их миру
Истинный Человек Яркого Солнца – Хуаян Чжэньжэнь.
Люй сказал: Почему великое Дао трудно познать и
трудно осуществить?
Чжун сказал: Окольными путями и низкими способа-
ми легко добиться эффекта, и в миру их множество,
они передаются от одного к другому, хотя их никто не
понимает, они входят в обычай и наносят вред велико-
му Дао.
Люй сказал: А кто уже познал окольные пути и низ-
кие способы, может ли тот сподобиться узнать о вели-
ком Дао?
Чжун сказал: Корень Дао – отсутствие вопросов, ко-
рень вопросов – отсутствие согласования. Коль ско-
ро Истинное Начало определено, великая простота
уже рассеялась. Дао рождает Единое, Единое рожда-
ет Два, Два рождает Троицу. Единое – это сущность,
Два – ее проявление, а Троица –ее творение. Проявле-
ние сущности не выходит за рамки Инь-Ян, а все со-
творенное причиной имеет совокупление. Верх, Сере-
дина и Низ составляют Три Материи, Небо, Земля и
Человек имеют одно общее Дао. Дао порождает два
ци, два ци порождают Три Материи, Три Материи по-
рождают Пять Элементов, Пять Элементов порожда-
ют Тьму вещей, среди Тьмы вещей самая одухотво-
ренная , самая ценная – человек. Только человек до-
искивается принципа Тьмы вещей и исчерпывает при-
роду собственной единичности, доискиваясь принципа
и исчерпывая природу, осуществляет свое предназна-
чение, блюдет в полноте предназначение и сохраняет
жизнь, тем самым соединяется с Дао, по крепости ста-
новится равным небу и земле и подобно им обретает
долговечность.
Люй сказал: Небо и земля вечны, они существуют
искони и им не будет конца, человек же живет самое
большее сто лет, даже достигшего семи десятков лет
редко встретишь. Почему Дао существует только для
неба и земли, а от человека отдаляется?
Чжун сказал: Не Дао отдаляется от человека, а сам
человек отдаляется от Дао. А отдалившийся от Дао не
знает способов пестования своего предназначения.