различий в них несметное мно-
жество. Есть такие, что ощущаются пятью органами
чувств человека, есть и такие, которых человеческими
ощущениями ощутить нельзя, есть полезные для че-
ловеческой сущности, а есть и вредные. Современная
наука тщательно изучает ощутимые силы, но не при-
знает, что за ними скрываются бесчисленные неощу-
тимые, воздействие которых на жизнь человека в дей-
ствительности больше воздействия ощутимых сил. В
древней культуре Китая, а также других наций такого
недостатка не было, прежде всего они признавали, что
эти силы существуют. Далее, эти культуры различны-
ми способами изучали такие силы, а кроме того, с ни-
ми экспериментировали и их использовали. Исконное
достоинство китайской культуры состоит в целостно-
сти миросозерцания. Небо, земля и человек составля-
ют единство, благодаря этому ничто не упускается, ис-
ключено впадение в однобокость, нет односторонно-
сти. Что же касается того, какой степени она достигла
в постижении связей с высшим миром и каким языком
это описала, это уже другой вопрос. Даосская культу-
ра – важный столп традиционной культуры Китая. Ме-
тоды, используемые ею в области изучения космоса
и человека, и достигнутая с их помощью глубина по-
ражают современного человека, и на Западе поняли
ее ценность даже больше, чем в Китае, ее оценивают
как блистательную жемчужину человеческой цивили-
зации.
Небо, земля и человек составляют единство, чело-
век помещается между Небом и землей. Если взаи-
модействовать с космосом, следуя великому Дао, то
столкновения и лад сами собой уравновесятся.
Даосы в течение нескольких тысячелетий стойко
придерживались Дао, применяли его для познания
космоса, для совершенствования в выплавлении че-
ловеческого тела, оставили десятки тысяч свитков
классической литературы, неисчерпаемые сокровища.
Сейчас три почтенных даоса из Драконовых Ворот
горы Лаошань использовали эти переданные предка-
ми методы для обучения своего юного ученика Ван Ли-
пина.
Под открытым небом у большого дерева Учителя
преподавали ему «мастерство равновесия» из «Вну-
треннего мастерства развития умственных способно-
стей древней энциклопедии Драгоценностей Духа»,
или «Энциклопедии Лин Бао тун».
«Мастерство равновесия» – один из методов «Эн-
циклопедии Лин Бао тун», оно относится к мастерству
внешнего движения и возникло благодаря эволюции
более древнего «искусства дыхания». Это мастерство
состоит в том, что совершенствующийся, используя