«Тремя Трупа-
ми», все они для человека вредны. Верхний Труп зо-
вется Излишеством Украшенного, это любовь к драго-
ценным вещам; Средний Труп зовется Излишеством
Простого, это любовь к вкусному; Нижний Труп зовется
Излишеством Крепости, это любовь к плотским утехам.
Даосы считают также, что в человеческом теле есть
«Три Червя», Верхний Червь живет в мозгу, Средний –
в Светлом Дворце Минтан (между бровями), а Нижний
– в желудке. Это тоже демоны-отравители человека.
Три Червя живут за счет ци пищи, и если хочешь Трех
Червей извести, нужно прервать ци пищи, если хочешь
уничтожить Три Трупа, надо отказаться от пищи.
Отказ от пищи появился как эволюция Вкушения Ци
доциньской эпохи. Цюй Юань в «Чуских строфах» пи-
сал: «Вкушай Шесть Ци и пей дымку тумана, полощи
рот солнцем и глотай утреннюю росу. Блюди чистоту
просветления духа, и цзин и ци войдут в тебя, а все
грубое и грязное выйдет». Метод Вкушения Ци при-
менялся уже тогда, когда Цюй Юань, покинув царский
двор, ушел в дальние странствия. Что же касается кон-
ца эпохи Хань, эпох Цзинь и Вэй, то в эти времена рас-
цвели техники бессмертных-духов, распространились
и приемы вкушения ци и отказа от пищи. Примеры го-
лодания нередко упоминаются в династийных истори-
ях. В «Истории Поздней Хань» в главе «Жизнеописа-
ние Фан Шу» говорится: «Хао Мэнцэ мог глотать фи-
никовые косточки и после этого не есть пять—десять
лет. А еще мог задерживать ци и не дышать, лежать не-
подвижно, прикидываясь мертвым вплоть до ста дней
или полугода». Во внутренних главах «Бао Пу-цзы» го-
ворится: «Я много раз видел людей, которые прекра-
щали прием пищи, чаще всего на три или два года, у
всех было легкое тело и хороший вид, легко перено-
сили ветер, холод, жару и сырость, никто не был тол-
стым». «Был такой Фэн Шэн. Он вкушал только ци, не
ел уже три года, таскал на гору коромысла с кладью
и никогда не уставал. Иногда натягивал лук и почти
не разговаривал, а если и разговаривал, то негромко.
Спрошенный об этом, он сказал, что у прекративше-
го прием пищи два самых больших страха—как бы не
убить семени-цзин и как бы не растратить ци». О со-
временниках, способных отказываться от пищи тоже
есть сообщения в газетах и журналах.
Мастерство голодания, которому три старца обуча-
ли Ван Липина, по степени глубины делилось на три
шага.
Первый шаг: «Прекращение питания злаками». Это
значит не есть никаких зерновых продуктов, питаться в
малом количестве лишь овощами и фруктами, просто
для того, чтобы