Чэнь Кайго, Чжэн Шуньчао

Подвижничество Великого Дао

«Тремя Трупа-

ми», все они для человека вредны. Верхний Труп зо-

вется Излишеством Украшенного, это любовь к драго-

ценным вещам; Средний Труп зовется Излишеством

Простого, это любовь к вкусному; Нижний Труп зовется

Излишеством Крепости, это любовь к плотским утехам.

Даосы считают также, что в человеческом теле есть

«Три Червя», Верхний Червь живет в мозгу, Средний –

в Светлом Дворце Минтан (между бровями), а Нижний

– в желудке. Это тоже демоны-отравители человека.

Три Червя живут за счет ци пищи, и если хочешь Трех

Червей извести, нужно прервать ци пищи, если хочешь

уничтожить Три Трупа, надо отказаться от пищи.

Отказ от пищи появился как эволюция Вкушения Ци

доциньской эпохи. Цюй Юань в «Чуских строфах» пи-

сал: «Вкушай Шесть Ци и пей дымку тумана, полощи

рот солнцем и глотай утреннюю росу. Блюди чистоту

просветления духа, и цзин и ци войдут в тебя, а все

грубое и грязное выйдет». Метод Вкушения Ци при-

менялся уже тогда, когда Цюй Юань, покинув царский

двор, ушел в дальние странствия. Что же касается кон-

ца эпохи Хань, эпох Цзинь и Вэй, то в эти времена рас-

цвели техники бессмертных-духов, распространились

и приемы вкушения ци и отказа от пищи. Примеры го-

лодания нередко упоминаются в династийных истори-

ях. В «Истории Поздней Хань» в главе «Жизнеописа-

ние Фан Шу» говорится: «Хао Мэнцэ мог глотать фи-

никовые косточки и после этого не есть пять—десять

лет. А еще мог задерживать ци и не дышать, лежать не-

подвижно, прикидываясь мертвым вплоть до ста дней

или полугода». Во внутренних главах «Бао Пу-цзы» го-

ворится: «Я много раз видел людей, которые прекра-

щали прием пищи, чаще всего на три или два года, у

всех было легкое тело и хороший вид, легко перено-

сили ветер, холод, жару и сырость, никто не был тол-

стым». «Был такой Фэн Шэн. Он вкушал только ци, не

ел уже три года, таскал на гору коромысла с кладью

и никогда не уставал. Иногда натягивал лук и почти

не разговаривал, а если и разговаривал, то негромко.

Спрошенный об этом, он сказал, что у прекративше-

го прием пищи два самых больших страха—как бы не

убить семени-цзин и как бы не растратить ци». О со-

временниках, способных отказываться от пищи тоже

есть сообщения в газетах и журналах.

Мастерство голодания, которому три старца обуча-

ли Ван Липина, по степени глубины делилось на три

шага.

Первый шаг: «Прекращение питания злаками». Это

значит не есть никаких зерновых продуктов, питаться в

малом количестве лишь овощами и фруктами, просто

для того, чтобы