могилу, сломав
различия между жизнью и смертью, два года провел в
ней в медитации и завершил великое дело. Ты сейчас
должен сделать еще один шаг вперед, но начинать на-
до по-прежнему с закладывания основы, только тогда
это будет истинное совершенствование».
А далее Дед подробно пересказал Ван Липину «Пят-
надцать рассуждений Чунъяна об основании учения»:
Рассуждение седьмое. О сидении
Обычное сидение, при котором не соблюдается пря-
мое положение спины и глаза не прикрыты, это сиде-
ние ложное. Истинное сидение требует, чтобы в тече-
ние двенадцати страж, будешь ли ты ходить, сидеть,
лежать, двигаться или пребывать в покое, сердце все-
гда было подобно горе Тайшань, недвижной и неколе-
бимой. Должны быть накрепко закрыты Четверо Врат –
глаза, уши, рот, нос –чтобы внутрь не проникли внеш-
ние раздражители. Если есть хоть малейшая мысль,
спокойная или беспокойная, это уже не называется си-
дением в покое. Кто способен на это, имя того уже сто-
ит в ряду небожителей, пусть даже тело его в бренном
мире. И не надо ему далеко отличаться от обыкновен-
ных людей по виду, это внутренняя совершенная му-
дрость. А исполнится сто лет работы – он оставляет
оболочку и восходит к истине, как только Пилюля завя-
жется, дух совмещается с внешностью.
Рассуждение восьмое. О мысленном падении
Можно говорить о Дао сердца, если оно постоянно
и глубоко. Если сердце не волнуется, если оно темно
и безмолвно, не воспринимает Тьмы вещей, если оно
в другом мире, не внутри и не вовне, если в нем нет
и следа мысли, то это установившееся сердце, в кото-
ром не может быть мысленного падения. Если сердце
живет в зависимости от обстановки, если оно кувырка-
ется, гонится за одним, а получает другое, это называ-
ется смущающим сердцем. Следует быстро его отсечь,
нельзя давать ему свободы, оно разрушит мораль, на-
несет вред сердечной природе и жизни. Если двигаясь,
сидя и лежа, ты все время падаешь мыслью, ощуще-
ния от слуха и зрения становятся порочными.
Рассуждение девятое. О выплавлении сердечной
природы
Налаживание сердечной природы подобно настрой-
ке струн лютни, перетянешь –порвутся, недотянешь –
не будут звучать. Надо найти в натягивании середину,
тогда лютня будет настроена. Это похоже еще на от-
ливку меча, много железа – будет хрупким, много оло-
ва – будет гнуться. Надо найти середину в содержании
железа и олова, тогда меч будет хорошим. Если при
настройке выплавления сердечной природы держать-
ся этих двух образцов, она сама