Стивен Лаберж

практика осознанных сновидений

около 3.30 ночи), беру фонарик, который держу под подушкой, ка¬рандаш и записную книжку (они рядом с кроватью) и начинаю быстро записывать. Потом я использую эти записи в работе, и. как правило, на девяносто девять процентов они оказываются точны. (М. К., Уэст-Чейзи, Нью-Йорк)

В принципе, можно строить не только умозрительную мо¬дель какой-то конкретной проблемы, но даже семинар для ре¬шения целой серии проблем или для стимулирования творчес¬кого процесса. Эффективность этого подхода продемонстри¬ровали примеры с гаражом, созданным в своем сновидений автомехаником, с гостиной и Альбертом Эйнштейном из снов компьютерного программиста. В них сновидцы создавали об¬становку и средства соответственно своим задачам.

Помните старую сказку о сапожнике и эльфах, делавших его работу, пока он спал? По крайней мере, один известный писатель — Роберт Льюис Стивенсон — наполнял свои сны помощниками, «домовыми», как он их называл, которые помо¬гали ему создавать многие известные его произведения. Сам Стивенсон описывает их так.

Чем больше я думаю об этом, тем более мной овладевает стремление обратиться к миру с мучающим меня вопросом: что из себя представляет этот Маленький народец? Ею люди возникают в состоянии, когда у спящего не остается сомнений. Они знают его (финансовые заботы и следят за счетом в банке. ...Они откуда-то знают, как ему лучше всего построить сюжет большого произведения и как сделать сто более динамичным. Но я не думаю, что только этим ограничиваются их способности. Нет сомнения, что они могут продиктовать ему новое произведение целиком, как сериал, главу за главой, оставляя загадкой, чем же все котится.

Стивенсон не указывает явно, были ли его домовые персо-пажами осознанных сновидений. Если верить его описаниям они, скорее всего, были образами, возникающими на осознан-ной гипнагогической стадии сна. Техника, использовавшаяся писателем, заключалась в том, чтобы лечь в постель и поставить

188

предплечье перпендикулярно на матрац. При этом он легко .проскальзывал в мир своих фантазий, а когда начинал про¬валиваться в более глубокий сон, его предплечье падало на мат¬рац и он просыпался. Стивенсон приписывает своим домовым сюжет своей знаменитой повести «Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда».

УПРАЖНЕНИЕ: СЕМИНАР В ОСОЗНАННОМ СНОВИДЕНИИ

Ниже излагаются некоторые соображения но поводу устройства в осознанном сновидении семинара для самого себя. Вам потре¬буется вдохновляющая обстановка, авторитетные помощники и мощные средства.