Стивен Лаберж

практика осознанных сновидений

сна. Я подключил электроды, которые фиксиро¬вали ритмы моего мозга, движения глаз и мышечный тонус. Пока я спал, доктор Лини Нэиджел выводила эти сигналы на полигра41. Па следующее утро на записи полиграфа мы увидели признаки движения глаз в середине БДГ-нериода. Во время работы над этой книгой были проведены десятки опытов, ре¬зультатом которых были сигналы, поданные из осознанных сновидении, и эти сновидения почти всегда имели место в БДГ-фазе.

Как оказалось впоследствии, этот способ связи с миром сновидений имеет неоценимое значение для исследования сна и его физиологии. Тот факт, что осознанно сновидящие смогли вспомнить и выполнить во сне предварительно согласованные действия и сумели сообщить об этом во внешний мир, открыл совершенно новый подход к исследованиям в этой области.

С помощью опытных сновидящих нам удалось развить технику подачи сигналов глазами до убедительной методоло¬гии. Мы выяснили, что онейронавты могут выполнять все виды экспериментальных задач, действуя одновременно и как испы¬туемые, и как экспериментаторы. Этот подход иллюстрирует серия исследований психосоматических взаимосвязей во время сна, проведенных в Стэнфордском центре исследований сна.

ПОЧЕМУ СНОВИДЕНИЯ КАЖУТСЯ РЕАЛЬНОСТЬЮ:

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХИКИ, МОЗГА И ТЕЛА ВО СНЕ

В одном из самых ранних экспериментов, проделанных пашей исследовательской группой, мы проверяли традицион¬ное представление о том, что восприятие времени во сне отлича¬ется от восприятия его наяву. Согласно разработанной нами технике, мы просили испытуемых во время осознанного сна сделать движение глазами, затем после десяти секундной паузы (считая: тысяча один, тысяча два и т.д.) сделать второе движение глазами. Мы установили, что во всех случаях оценка временного интервала в осознанном сновидении в пределах нескольких се¬кунд совпадала с его оценкой в бодрствующем состоянии и, таким образом, была довольно близка к реальному времени

27

между сигналами. Из этого был сделан вывод, что оценка вре¬мени в осознанных сновидениях очень близка к реальной.

Такой вывод может вызвать удивление, поскольку многие во сне проживали годы и даже жизни. Я считаю, что этот эффект достигается в сновидениях за счет того же сценического трюка, который вызывает иллюзию течения времени в кино или театре. Если на экране, на сцене или во сне выключают свет и часы бьют полночь, а через несколько мгновений в окно светит яркое утреннее солнце и звонит будильник, то мы допускаем (притво¬ряемся, нс осознавая,