пьете, или едите слишком много, если вы нс в состоянии потребовать того, что вы заслужили, или защитить себя от оскорблений, если вам кажется, что вы не можете сделать то, что, по вашему мнению, было бы для вас полезно, задумайтесь на минутку о нежелатель¬ных последствиях всего этого и аккуратно запишите каждое из них, по мере того как они будут приходить вам в голову. Поду¬майте о потерянных возможностях или о разочаровании и стра¬даниях, причиняемых себе и другом. Возникшие при этом от¬рицательные эмоции будут вам только полезны, lie надо писать рассказов и даже предложений — просто составьте список. Когда закончите, перечитайте его еще раз. Во время чтения примите решение изменить негативные последствия или избежать их. Пусть неприятие этихиоследствий придаствам дополнительные силы, которые вы используете для претворения своего решения в жизпь.
2. Подумайте о преимуществах сильной воли. Теперь нарисуйте в своем воображении столь же живую картину, по па этот раз отражающую все положительные последствия от воспитания сильной воли. Как и в первой части упражнения, сначала подумайте над каждым положительным моментом, пос¬ле чего запишите его. II снова, ощутив сильные положительные эмоции — удовлетворение, чувство достижения поставленной цели, удовольствие, — зафиксируйтесь на них. Затем сконцен¬трируйтесь па траис(}адрмировании своих чувств в мощное же¬лание развить у себя необходимую силу воли.
3. Вообразите себя, обладающего сильной волей. Теперь постарайтесь представить себя человеком, уже облада-юищм сильпой волей, думающим и действующим в соответ¬ствии со своими плацами. Старайтесь действовать так, как будто вы уже имеете развитую силу воли. Вообразите самый лучший мир, какой только может создать .идя себя человек с сильной волей. Представьте себя таким, каким вы могли бы быть. Пусть
эта «идеальная модель», как называл ее Ассаджиоли, укрепит ваше желание развить свою волю.
Как и другие органы и функции нашего организма, воля поддастся тренировке. Для каждой группы мышц существуют определенные упражнения, нацеленные на развитие именно этой группы. Подобным же образом в процессе укрепления воли ее полезно изолировать от других психологических 4>унк-ций3. Это можно сделать, выполняя так называемые «бесполез¬ные» упражнения. Уильям Джеймс, основатель американской психологии, писал, что следует «поддерживать в себе способ¬ность к усилиям над собой, ежедневно выполняя бесполезные упражнения»4. Пример такого рода упражнений предлагает