«Это... сон!» Потом он еще немного посмеялся и, с таинственным видом указывая на меня, на других людей и на предметы, несколько раз повторил: «Это сон!», за¬ливаясь при этом смехом. Ринпоче удалось внушить нам (как именно, нс знаю; не исключаю возможности телепатии), что мы должны пытаться смотреть на окружающий нас мир, как на сон, и поддерживать поток сознания непрерывным при переходе от бодрствования ко сну и обратно. Нс думаю, что я справился с этим заданием очень хорошо, по на обратном пути в Сан-Франциско я вдруг почувствовал, что мир мой расширился.
Через несколько ночей я пережил осознанное сновидение, первое после серии приключенческих снов, которая у меня была в пятилетнем возрасте. Вот что я увидел.
Шел небольшой снег. Я в одиночестве поднимался на гор¬ную вершину К2. Двигаясь вверх сквозь вертикально пада¬ющий снег, я вдруг заметил, что мои руки голые: я был одет в рубашку с коротким рукавом — не самую подходящую одежду для штурма второй т высоте вершины мира. И тут я понял, что все это объясняется тем, что я сплю. Я был так восхищен, что спрыгнул с горы и полетел прочь, однако сон растаял, и я проснулся.
Я истолковал это сновидение как указание на то, что я еще пе готов к освоению тибетской йоги сна. Но оно явилось для меня и точкой отсчета, начиная с которой я стал время от времени видеть осознанные сны.
Так прошло восемь лет, пока я не занялся этим вопросом всерьез. Следует заметить, что мое импульсивное поведение при столкновении с осознанными сновидениями типично для на¬чинающих. Сейчас, оказавшись во сне в аналогичной ситуации, я бы полетел не от горы, а на ее вершину.
ТЕХНИКИ НАМЕРЕНИЯ ДЛЯ ЗАПАДА
На Западе мало кто знаком с восточным понятием «гуру», но понятие «намерение» должно быть достаточно известным. И хотя о случайных, спонтанных осознанных сновидениях со¬общает множество люден, они редко случаются без намерения увидеть их. Следовательно, если мы хотим видеть осознанные
62
сны чаще, то должны формировать у себя умение распознавать момент, когда мы спим, а когда бодрствуем. Если первые по¬пытки нс увенчаются успехом, надо набраться терпения: в ти¬бетских учениях сказано, что потребуется как минимум двад¬цать одна попытка каждое угро для того, чтобы «постичь при¬роду состояния сна».
С различными видами древней тибетской техники осознан¬ного сновидения с помощью «силы намерения» много экспе¬риментировал Поль Толи. Вот мое переложение его техники7.
ТЕХНИКА НАМЕРЕНИЯ
I. Примите решение осознать, что вы спите, В ранние утренние