времени у вас уйдет, чтобы прочитать вслух следующие два предложения:
Образуют расставленные их случайно же быстро но примере правильно слова легче осмысленное гораздо поэтому слова предложение эти в как чем прочитать самые предыдущем те.
Эти слова образуют осмысленное предложение, поэтому прочитать их быстро и правильно гораздо легче, чем те же самые слова, но расставленные случайно, как в предыдущем примере.
Очевидно, что чтение первого предложения у вас заняло больше времени, чем второго. Произошло это потому, что во втором предложении слова расставлены с определенным смыс¬лом. Каждое слово входит в разумный контекст, который помо¬гает вам это слово увидеть, прочитать и попять. В первом же предложении вы лишены поддержки контекста, и поэтому на осмысление слов у вас уходит больше времени.
Легче также воспринимается все более привычное. Попро¬буйте идентифицировать все три элемента на рис. 5.1. Сколько времени вы потратили на каждую из фигур? Первой вы, веро¬ятно, узнали собачку, потом корабль, и последним — слона. Это соответствует степени их близости нам в нашей жизни. То есть ожидаешь привычного.
Другим важным фактором, влияющим на восприятие, яв¬ляется недавний опыт, связанный с объектом восприятия. По данным Стейнфелда, испытуемые, которым была рассказана история об океанском круизе, узнали на рисунке 5.1. В пароход менее чем за пять секунд.1 У тех же, кому предлагался рассказ на другую тему, на это уходило тридцать секунд. Мы предполагаем, что текущие события будут похожи на то, что было недавно.
105
Рис. 5.1. Неполные изображения.
На восприятие человека могут сильно влиять и личные интересы, род занятий и особенности характера. Этот факт используется в тестах тина «кляксы Роршаха», в которых на основе интерпретации фигур неправильной формы произво¬дится оценка личности. Ьартлет заметил, что испытуемые, ко¬торых просят истолковать кляксы, в свои объяснения часто вкладывают информацию о роде своих занятий и о своих инте¬ресах. Например, одна и та же клякса напомнила женщине «шляпку с перьями», министру — «раскаленную вавилонскую печь Навуходоносора», а физиологу — «снимок поясничного отдела пищеварительной системы»2. Посмотрите на рисунок 5.2. Что напоминает вам эта клякса?
Различия в восприятии, обусловленные профессиями лю¬ден, проявляются и более непосредственно. Кли4>форд и Булл в
106
Рис. 5.2. Клякса или?
течение нескольких часов показывали сотрудникам полиции и гражданским лицам киносъемку городских улиц. Задачей испы¬туемых