наш мир. К сожалению, люди не всегда стремятся адаптировать свои схемы к новой информации.
Очень часто новая информация игнорируется как раз из-за того, что она не удовлетворяет положениям наших старых схем. Не замечая этого расхождения, мы «ассимилируем», по тер-
117
типологии Пиаже, наше восприятие реального события «ли объекта в нашу схему. По этой причине сложно, например, тщательно вычитать корректуру. Мы можем счесть какую-то деталь нехарактерной или недостаточной для выводов, если видим, что она не вписывается в схему.
Вспомним рассказе Насреддине и царском соколе, приле¬тавшем к нему па подоконник. Пасреддип никогда не видел такого странного «голубя» и поэтому, распрямив ему аристок¬ратический клюв и обрезав ногти, отпустил сокола на свободу со словами: «Теперь-то ты больше похож на птицу...»7
Как и 11асрсддип, лишивший сокола атрибутов, не вписы¬вавшихся в его схему птицы, мы иногда страдаем от самонаде¬янной близорукости, пытаясь свести новые концепции к уже имеющимся у нас понятиям. Между прочим, одна из целей истории о Насреддине и других рассказов суфийских учителей — дать нам схемы, позволяющие посмотреть на себя по-новому и поспособствовать развитию тонкого восприятия.
В состоянии сна мы подчинены тому же набору общих схем, что и в состоянии бодрствования. И в том, и в другом состоянии мы предполагаем, что бодрствуем, и поэтому во сне наше вос¬приятие искажается, чтобы удовлетворить этому предполо¬жению.
11 ричудливые события в наших сновидениях мы всеми спо¬собами стараемся рассматривать как нечто возможное. Даже если нам и удается отметить их необычность, мы, как правило, стараемся дать этому разумное объяснение.
Стремясь, однако, стать осознанно сповидящим, нужно быть готовым к тому, что «странный голубь» может оказаться птицей с совершенно другим оперением и что иногда аномалии восприятия объясняются тем, что вы спите.
ЗНАЧЕНИЕ ОЖИДАНИЙ В СТРУКТУРЕ СНОВИДЕНИЙ
Ваши сознательные или прсдсознательныс ожидания и предположения о характере сновидений в значительной сте¬пени определяют ту конкретную форму, которую принимают ваши сновидения. Как было сказано, это имеет отношение и к реальной жизни.
11К
В качестве примера воздействия предполагаемых uipaiiH-чений на человеческие возьмем миф о четырехминугпой миле. На протяжении многих лет считалось, что пробежать милю быстрее четырех минут невозможно, пока кто-то нс побил этого рекорда и невозможное стало возможным. Почти сразу то же самое сделали и многие другие,
Предположения