- В этой теме 40 ответов, 11 участников, последнее обновление 11 лет, 11 месяцев назад сделано
Feanor.
-
АвторСообщения
-
4 апреля, 2008 в 15:16 #73739
Просмотрел данный форум, не нашел толком ни какой инфы по данной тематики. Решил исправить это досадное недоразумение.
Жду ваше мнение по поводу данной темы…..1. РУНА ФЕУ
Имя: позднее скандинавское – Fe (Fa?) – “имущество”
британское – Feh – точный перевод затруднителен
готское – Faihu – “владение”
(все имена родственны известному слову “феод”)
Руна собственности. В первом, наиболее распространенном рассмотрении – собственности сугубо материальной. Однако, работа с этой руной позволяет раскрыть и более глубокие ее свойства, в частности, ее связь с собственностью душевной (но не духовной! – делайте различие). Однако не следует считать ее соотношение с миром материальным чем-то приниженным – это ее основное содержание. В целом можно охарактеризовать ее не только как руну собственности, но и как руну благополучия, не испорченного самоудовлетворением. Во всех своих аспектах руна связана со славянским Велесом.
Магическое применение руны весьма широко и связано, главным образом, с материальными ценностями. Начертанная на кольце или браслете, на может помочь выбраться из нужды, подталкивая к определенным ситуациям и указывая на открывающиеся возможности. Предохраняет от ошибок при приобретении недвижимости и помогает ее сохранить и улучшить. Этот же талисман может защитить от неприятностей при перевозке ценных грузов. Необходимо учитывать, что,хотя руна эта и способствует сохранению благополучия, в том числе и финансового, напрямую с деньгами она не связана и вряд ли окажет помощь в спекуляциях и ростовщичестве.
Кроме того, существует мнение, что руна Феу способна оказывать определенную помощь в отношениях между мужчиной и женщиной. Это, видимо, действительно так, однако прежде, чем применить эту руну к данной проблеме, необходимо вспомнить область ее действия – мир явленый и наиболее грубые проявления мира тонкого, т.е. не выше манипура-чакры. Так что есть о чем задуматься.
Мантическое содержание.
Прямое положение. Ключевое слово – приобретение или сохранение. Просили ли вы совета у Светлых или задавали вопрос о ситуации (существующей или грядущей), делайте трактовку, исходя из этих двух слов и сказанного выше о сфере действия руны. Это может быть приобретение материальной собственности или сохранение (восстановление) старой любви или дружбы, т.е. собственности душевной.
Перевернутое положение. Ключевое слово – отчуждение. Трактуйте обратно предыдущему, учитывая, что отчуждение может быть и сознательным (если вы просили совета). Кроме того, появление этого знака свидетельствует о возможном возникновении затруднительных ситуаций и двусмысленных положений, от попадания в которые вы должны остеречься.
2. РУНА УРУЗ
Имя: позднее скандинавское – Urr – “зубр”
британское – Ur- “зубр”
готское – Urus – “бык”
Руна Мощи, магической энергии, “того, что действует”, яри – движущей силы боевого и эротического воодушевления и экстаза. Руна новых начинаний – успех возможен только там, где присутствует ярь. Руна первого магического посвящения в триаде alu.
В Мощи руны Уруз неразрывно слиты, подобно “инь” и “янь”, мужская и женская компоненты, и руна эта придает мужчинам мужественность, женщинам – женственность, и уверенность – и тем, и другим. С другой стороны, любые связи могут возникнуть только там, где присутствует энергия – компонент Силы; бессильный человек не способен ни любить, ни быть другом. С этим связано второе магическое прменение руны Уруз – она может помочь зарождению и укреплению любви и дружбы, заключению брака или партнерского соглашения.
Мантическое содержание.
Прямое положение. Ключевые слова – получение новой формы. Что-то завершается, и, соответственно, что-то начинается. В вашу жизнь вошла Сила (нужно еще и научиться не создавать ей в этом препятствий – это один из советов знака), значит – неминуемо изменение, ибо там, где Сила, нет застоя. Знак может свидетельствовать и об успехах, как о результате действия этой Силы. Но главное сейчас – и это основной совет – оставить старую форму и позволить (и помочь) Силе создать новую и воплотиться в нее.
Перевернутое положение. Ключевые слова – дезорганизация Силы. Появление этого знака может свидетельствовать об упущенных возможностях или о неудачах и разочарованиях. Но это – лишь на поверхности, хотя и очень неприятно. Ваша же задача сейчас – проанализировать ситуацию и самого себя и разобраться, где и почему происходит дезорганизация вашей Силы, которая в данном случае работает не так, как надо, а быть может – и против вас.
3. РУНА ТУРИСАЗ
Имя: позднее скандинавское – Thurs – “турс”
британское – Thorn – “колючка”
готское – Thauris – а) “турс”, b) “врата”
(британский вариант имени родственен русскому “терн”)
Могучая, но очень тяжелая руна, сложная, помимо всего прочего, для понимания. Имеет три аспекта, из которых наиболее очевиден следующий из самого распространенного имени – thurs – “турс”, великан в германской традиции. В позднее время турсы ассоциировались с противостоящими богам силами, однако изначально они понимались как невероятно древнее поколение “предначальных” богов, богов “старшего поколения”. В этом отношении турсы родственны славянским волотам, античным титанам. Основная характерная черта турсов – их Мощь, что и отражает содержание руны.
Эта же Мощь позднее стала “атрибутом” одного из богов “второго” поколения – Тора (Перуна). С этим связан второй аспект руны – ее форма повторяет форму стилизованного изображения молота Тора – Мьёллнира. Наконец, третий аспект связан с готским именем – Врата… В определенной степени можно считать руну Турс руной воинского посвящения.
Мантическое содержание.
Прямое положение. Ключевое слово – врата. Если вы просили совета – размышляйте. Ждите. Закончив и то, и другое – вступайте в врата. Если вы анализируете ситуацию, примите тот же совет. В любом случае имеет смысл оглянуться на пройденный путь и не тащить его за собой.
Обратное положение. Ключевое слово – слабость (вынуждение). Ситуация сложна, и действия, совершаемые вами по внешнему вынуждению или от вашей неспособности взглянуть в глаза правде и четко проанализировать положение, лишь ухудшают дело. Многое сейчас не зависит от вас, и все же разобраться в ситуации и задуматься над ней – необходимо.
4. РУНА АНСУЗ
Имя: позднее скандинавское – Уs – “ас”
британское – Уs – “ас”
готское – Ansus – “послание”
Одна из самых священных рун. Руна связана с Одином, а также с его оборотной стороной – с Локи, коварным асом. Руна высшего магического посвящения – третья руна сакрального слова alu. Имена руны прекрасно дополняют друг друга: одно из ключевых понятий здесь – “знак”, ассоциирующееся со “знаками Силы” Кастанеды и “священными знаками” Рериха. Блюм так и называет эту руну – “руна Посланника”.
Магическое применение руны Ансуз – дело сложное, требующее опыта и определенного количества личной силы. Любопытный пример ее использования дает нам надпись Vimose IV, рассмотренная в выпущенной нами ранее книги “Руническая магия”2.
Мантическое содержание.
Прямое положение. Ключевое слово – “получение”. В простейшем случае – получение подарка, неожиданная удача, чье-то появление или известие от кого-то. В более сложном – получение знака от богов или его ожидание, духовный дар. Если происходит (произойдет) что-то необычное – непременно обратите внимание, если кто-либо захочет дать вам совет – прислушайтесь. Появление этой руны рекомендует быть чутким и мудрым.
Обратное положение. Ключевое слово – “тщетность”. Вы озабочены; многое кажется вам непонятным, ваши действия – напрасными. Обратите внимание на то, что многие совершенные вами поступки далеко не мудры, а ваш анализ ситуации может оказаться ошибочным. Прежде всего необходимо побороть возможное уныние, затем – трезво исследовать положение. Учтите, кроме того, что этот знак говорит о неизбежности и своевременности сложившейся ситуации, связанной с некоторыми переходными процессами в вашей жизни или в волнующем вас деле.
5. РУНА РАЙДО
Имя: позднее скандинавское – Reiр – “дорога”
британское – Rad – “дорога”
готское – Raida – “путешествие”
Руна пути, руна Дороги – во всех смыслах этого слова. Работа с этой прекрасной руной чрезвычайно эффективна для людей, чувствующих стоящую за ней красоту, живущих по принципу “Via est vita” (лат. “дорога – это жизнь”). Этим людям руна Райдо сама по себе может служить прекрасным талисманом. Нередко руна Райдо ассоциируется с Колесом мирового порядка – санскр. rita.
Кроме того, является руной объединения и гармонизации, руной завершающего синтеза – но не завершения как такового. Применение этой руны в целях практической магии может быть описано абсолютно четко – это, как уже сказано, руна пути. Если вам предстоит путешествие, талисман с изображенной руной Райдо спрямит и сократит ваш путь, сделает его приятным и оградит вас от ненужных неприятностей. Если вы вступаете на путь какого-то иного плана, руна Райдо также поддержит ваши силы и направит усилия.
Мантическое содержание.
Прямое положение. Ключевое слово – “путь”. Если вы спрашивали о будущем – знайте, что вам предстоит путь. Если просили совета Светлых – отправляйтесь. Если вы анализируете существующую ситуацию, то появление этого знака говорит вам, что вы уже в пути. Единственно верное для вас действие требует осуществления и уже осуществляется – не мешайте. Доверяйте ходу событий и, самое главное, самому себе. Не творите лишних мыслей, ненужных рассуждений, мудрствований и прочих ментальных помех – дайте место тому, что должно гармонизироваться и воссоединиться из частей. И помните, что путь перед вами – шагайте смело.
Обратное положение. Ключевое слово – “неожиданность”. Появление этого знака рекомендует внимательность во всем, в том числе и в повседневной жизни. Вероятно, вас ждут неожиданные события, что-то новое, какие-то изменения. В любом случае, от вас потребуются определенные усилия, возможно значительные. Будьте осторожны в общении с друзьями и близкими – знак может предупреждать о возможности серьезного разрыва. По словам Ральфа Блюма, человеку, получившему этот знак, стоит постараться в любой ситуации сохранять юмор – что бы ни случилось, вам самому решать, как ответить.
6. РУНА КАНО
Имя: позднее скандинавское – Kaun – “факел”
британское – Can – “факел”
готское – Kanu (Kusma?) – “пламя”
Руна воплощения и раскрытия. Ральф Блюм характеризует руну Кано как “руну обновленной ясности”. Очень мощная руна; связана не только с формированием и направлением деятельности человека (на любом уровне) в нужном направлении, но и с приданием ей необходимуой силы.
Магическое применение этой руны чрезвычайно широко, однако при должном анализе может быть сведено к одному – руна Кано способствует сосредоточению воли и воплощению задуманного. Женщины применяют амулеты с начертанной на них руной Кано при зачатии и беременности, чтобы придать ребенку желаемые качества. Художники, писатели, поэты и другие люди искусства могут применять эту руну для наиболее четкого и качественного воплощения задуманного. Амулет с этой руной можно порекомендовать и кладоискателям, и священнослужителям, и магам. Кстати, о магах – прекрасный пример применения ими руны Кано (надпись на камне Сигимара) рассмотрен в пятой главе этой книги.
Второй аспект этой руна – раскрытие. Очевидно, что оба аспекта взаимосвязаны – невозможно воплотить замысел, не раскрыв себя миру. Это очень важный момент, о котором следует помнить, работая с этой руной.
Мантическое содержание.
Прямое положение. Ключевое словосочетание – “обновленная ясность”. Появление этого знака свидетельствует об освобождении в вашей жизни чего-то ранее запертого. Если вы просили совета – рекомендация освободить это что-то, разобраться в себе и пропустить в свою жизнь столь необходимый свет. В любом случае знак говорит о раскрытии. Если затруднены ваши отношения с кем-то близким – постарайтесь раскрыться здесь; если у вас проблемы в отношениях с самим собой – раскройтесь самому себе. Помимо всего прочего, этот знак может свидетельствовать об удаче или благоприятных переменах.
Обратное положение. Ключевое слово – “омрачение”. Этот знак свидетельствует о какой-то неудаче, потере партнера или друга, гибели любви. Возможное значение – разрушение некоего аспекта вашей личности или омрачение какой-либо стороны жизни. Просили ли вы совета Светлых или просто анализируете сложившуюся ситуацию – в любом случае знак рекомендует отказаться от чего-то отжившего и ставшего уже ненужным.
7. РУНА ГЕБО
Имя: позднее скандинавское – отсутствует
британское – Geofu – “дар”
готское – Giba – “дар”
Руна единства противоположностей, руна партнерства и руна дара, в том числе – дара божественного.
Вместе с некоторыми другими рунами (например, Ансуз), руна Гебо входит в число наиболее сложно перерабатываемых знаков Футарка. Чтобы понять ее, необходимо четко ощущать мировой закон единства и борьбы противоположностей, в качестве которых в данном случае выступают, например, свобода и партнерство. Искренний и плодотворный союз невозможен там, где члены его не обладают полной свободой. Так, узы истинного братства всегда оказываются крепче сил, поддерживающих целостность тирании. Но и свобода – в глубочайшем смысле этого слова – невозможна там, где “каждый тянет одеяло на себя”. Так сохраняют четкую иерархию Светлые, оставаясь свободными, ибо сами выбрают свой путь.
С этим содержанием руны Гебо связано и ее магическое применение, заключающееся в помощи при установлении партнерских отношений, будь то брак или деловое предприятие. Руна поможет и в правильном выборе партнера и в поддержании налаженных отношений.
Мантическое содержание.
Обратите внимание, что прямое и перевернутое положения в данном случае совпадают, что связано с взаимообращаемостью свободы и партнерства. Ключевое слово – “партнерство”. Знак свидетельствует о партнерстве в любой его форме или о его близости. Если вы стремитесь к удачному завершению дела, которое вас интересует, знайте, что успех здесь связан именно с совместной, партнерской деятельностью. Если вы просили совета, совет – стремиться к объединению, помня о необходимости свободы. Говоря словами Ральфа Блюма, “пусть между вами гуляет звездный ветер”.8. РУНА ВУНЬО
Имя: позднее скандинавское – отсутствует
британское – Wynn – “радость”
готское – Winja – “радость”Светлая, радостная руна. Магическое назначение – вызывать радость, прилив энергии, ощущение приподнятости и хорошее настроение, что гораздо важнее, чем многие склонны думать. У некоторых людей способна вызывать благотворное очищение тонкого тела, снятие энергетических блоков и улучшение самочувствия.
Мантическое содержание.
Прямое положение. Ключевое слово – “радость”. Прежде всего, появление этого знака свидетельствует о завершении периода тьмы в вашей жизни или о каком-то радостном событии. Знак связан с неким сдвигом, быть может, даже коренным переломом, происходящим или уже происшедшим. Именно этот сдвиг и является причиной наступления периода света, хотя вы могли и не заметить, где и когда он совершился.(Если вы просите совета, совет – совершить этот сдвиг.) Наступает время воспринимать новую для вас энергию, смотреть на мир заново очищенным взглядом и пожинать плоды своих трудов.
Перевернутое положение. Ключевое слово – “кризис”. Совершаются процессы, могущие потребовать от вас самопожертвования и могущие привести к кризису. Ситуация сложна, но сумейте почувствовать, что происходящее – не застой, но движение через темную воду, необходимое, чтобы выйти на солнечный берег. Постарайтесь не поддаваться сомнениям, не допускать лжи и неискренности в отношениях с людьми. Важно не позволить себе сформировать ложный взгляд на близких, на ситуацию, на весь окружающий мир – понимайте, что временное отсутствие света – лишь предоставленная вам возможность научиться видеть в темноте.
9. РУНА ХАГАЛАЗ
Имя: позднее скандинавское – Hagl – “град”
британское – Hagl – “приветствие” (?)
готское – Hagl – “град”Руна разрушения. Связана с природными силами деструкции, разрушения, расторжения, разрыва, с энергиями стихий. При массовых бедствиях, как и при наводнениях, землетрясениях, извержениях вулканов, происходят резкие и значительные всплески энергии, аналогичной энергии этой руны.
Основное магическое применение этой руны – способствовать выходу из “заколдованного круга”. Простейший пример – знакомое почти всем, до боли приятное чувство жалости к самому себе. Нередко человек проводит часы и дни, смакуя собственные неприятности, отчего последние разрастаются и заслоняют свет. Состояние энергетически устойчивое и от того еще более патологическое. Осознать, что попал в такой “заколдованный круг” и находишься в плену бесконечных внутренних отражений собственной негативной энергии – это добрых три четверти освобождения. А дальше, если самостоятельно выйти вы не в состоянии, начертайте руну Хагалаз – она произведет необходимый “взрыв” и разомкнет круг. К слову – если вы видите, что в подобном положении находится другой человек, начертайте руну для него: она поможет ему и осознать ситуацию, и выйти из нее.
Мантическое содержание.
Ключевое словосочетание – “полный разрыв”. Имеет смысл понять, а еще лучше – ощутить, что в вашу жизнь вошло нечто стихийное. Ожидайте чего угодно – неприятностей, неожиданных событий, крушения планов и т.д.. События – вне вашего контроля, и сила, ведущая их, весьма могущественна. Однако, знак говорит не только о разрушении, но и об изменении – и вас самих, и ситуации, о появлении чего-то нового и освобождении от старого.
10. РУНА НАУТИЗ
Имя: позднее скандинавское – Nauр – “нужда”
британское – Nied – “нужда”
готское – Nauths (Nauthis) – “нужда”Руна принуждения. Ей посвящена одна строфа в “Речах Сигрдривы”. Поддерживает человека в тяжелое для него время – это одно из ее основных применений – но требует при этом и определенной сдержанности в эмоциях и поступках и способствует проявлению этой сдержанности. Как и большинство рун, может быть нанесена не только на какой-либо специально для нее созданный амулет, но и на любой подходящий предмет или, как советует Сигрдрива в Codex Regius 2365, – на руку или ноготь.
Другое применение руны принуждения связано с активной “подавляющей” магией, направленной вовне – в том числе с вредоносной, в связи с чем работа с этой руной требует определенной осторожности. Пример такого рода ее применения дается при разборе трехчастных рунических заклинаний в пятой главе книги.
Мантическое содержание.
Прямое положение. Ключевое слово – “заторможенность”. Появление этого знака свидетельствует – сейчас темное для вас время, когда явный рост невозможен. Зато возможны неудачи и вполне объективное ощущение собственной слабости. Необходима сдержанность, умение не отчаиваться; быть может, во многих делах имеет смысл выждать. Следите за собой – у вас есть возможность стать распространителем негативной энергии, в частности – плохого настроения. Ни в коем случае не допускайте этого! Имеет смысл пересмотреть выши планы – многое может потребовать изменения.
Перевернутое положение. Ключевое понятие – “внутреннее зло”. Все сказанное выше имеет отношение и к данному знаку. Однако, причину ваших неудач можно определить точнее – она внутри вас. Вероятно, она приведет вас к решению проблемы, уже встававшей на вашем пути. Оглядитесь, и если что-то плохое преследует вас, знайте, что его причина – внутри. Постарайтесь возможно четче определить эту причину и вступайте в борьбу с ней. Контролируйте свои эмоции и поступки, сдерживайте поток негативной энергии. Сохраняйте веру в себя и в свою победу, не допускайте уныния.
11. РУНА ИСА
Имя: позднее скандинавское – Iss – “лед”
британское – Is – “лед”
готское – Eis – “лед”
Руна льда в прямом и переносном смысле этого слова. Область действия руны весьма широка, а основное ее магическое назначение – “замораживание” чего бы то ни было. С ее помощью можно приостановить (но не ликвидировать!) негативный процесс: болезнь (физическую или душевную), вспышку гнева (не только своего), какое-то явление в общественной жизни и т.д. В некоторых ситуациях позволяет получить необходимую передышку.
Мантическое содержание.
Ключевое слово – “застой”. Если вы просили совета, этот знак рекомендует не “биться головой о стену”, проявить терпение и понять необходимость более или менее длительного ожидания, возможно – временного отхода от дел (или от того дела, по поводу которого вы задаете вопрос). Если вы анализируете ситуацию, то появление этого знака свидетельствует о наступлении периода застоя, который, впрочем, может быть и не связан с конкретными неприятностями. Ваша интеллектуальная жизнь сейчас, вероятно, не блестяща, дела – запутаны, некоторые из них даже стали казаться бессмысленными. Ситуация может и не давить на вас, но, тем не менее, желаемые результаты отсутствуют, и осуществление надежд – откладывается.
Действительно, успехи сейчас маловероятны, но не будьте упрямы, станьте сейчас терпеливы и мягки – этого требует ситуация. Но обратите внимание, что руна Иса не отличает прямого и перевернутого положений, застой и развитие совмещены здесь в одном знаке. Это – “период скрытого развития, предшествующий возрождению” (Блюм).
12. РУНА ЙЕР
Имя: позднее скандинавское – Aar – “год”
британское – Year – “год”
готское – Jer – “урожай”
Руна плодотворного завершения, получения результатов, циклического круговорота. Имена руны, очевидно, взаимосвязаны; и этимологически, и по своему смыслу: именно смена времен года, в том числе и периода урожая, делает возможным само существование термина “год”. С другой стороны, понятие года символизирует здесь полный цикл развития, завершающийся его “урожаем”.
Руна способствует успешному завершению какого-либо важного дела; можно начертать ее перед началом этого дела, вырезать на амулете или на предмете, участвующем в деле непосредственно. Кроме того, эта руна может помочь и в том случае, если уже в середине дела появились неожиданные препятствия, мешающие его благоприятному исходу. Необходимо, однако, упомянуть, что применение руны Йер требует от человека приложения личной силы и определенных затрат энергии.
Мантическое содержание.
Ключевые слова – “благоприятный исход”. Появление этого знака свидетельствует о приближении благоприятного исхода в какой-то вашей деятельности или ситуации. Как и все руны, прямое и перевернутое положения которых совпадают, этот знак заключает в себе обе стороны вопроса: и урожай (благоприятный исход), и весь цикл его достижения. В мантическом ракурсе это означает – вы приблизились к успеху, но необходимы все фазы цикла, и перед вами завершающая задача – убрать урожай.
13. РУНА ЭЙВАЗ
Имя: позднее скандинавское – Yr – “сосна”
британское – Eoh (Eow) – “тис”
готское – Eiws (Eihwas) – “защита”Одна из сложных рун Футарка. Руна Защиты или – точнее – руна Обороны (что и отличает ее от руны Альгиз), руна “отвращающих сил” и преодоления, с чем и связано ее магическое применение: помощь в преодолении препятствий, как чисто физических (например, в спорте), так и магических или связанных с какой-либо деятельностью. Кроме того, некоторые авторы рекоменуют использовать эту руну, когда хотите оказать кому-то поддержку и защиту.
Мантическое содержание. Ключевое слово – “задержка”. Появление знака свидетельствует о возникновении препятствий и неприятных задержек на вашем пути. Нужно проявить терпение; не стоит слишком рваться вперед, но настойчивость сейчас – необходима. Для этой руны нет различия между прямым и перевернутым положениями, следовательно, знак несет не одну, а две смысловые нагрузки, дополняющие друг друга. Затруднения, которые вы испытываете, могут иметь благоприятные последствия, и задержка может обернуться необходимым толчком в развитии ситуации. Необходимо проявить предвидение, быть может, даже чисто интуитивное, чтобы выбирать правильные решения и предотвращать нежелательные последствия.
14. РУНА ПЕРТ
Имя: позднее скандинавское – отсутствует
британское – Peorр – перевод затруднителен
готское – Painthra – “то, что скрыто”Руна магического посвящения как прохождения через состояние смерти для возрождения в новом качестве. Символ внутреннего содержания этой руны – Феникс, т.е. огненное возрождение из пепла.
Руна Перт подталкивает и облегчает процесс качественного изменения сознания (внутреннего посвящения) – на любом уровне. В определенных ситуациях может действовать подобно руне Хагалаз, обрывая замкнувшуюся цепь мыслей и вызываемых ими к жизни событий. Использование руны Перт в магических целях может привести к совершению акта психической смерти – разрыву каузальных и астральных связей между прошлым и будущим человека. В одних ситуациях это может пойти на пользу, в других – приведет к утяжелению личной кармы, “затягиванию” ее узлов и обострению вызванных ею ситуаций. Посему использовать эту руну нужно с разумной осторожностью.
Мантическое содержание.
Прямое положение. Ключевое слово – “поиск”. Как видно из самого имени этой руны и из сказанного выше, руна Перт – руна Непознаваемого, руна внутреннего магического круга. Ваше личное Непознаваемое пробивает путь к вашему осознанному “я”, изменяя по дороге все, к чему прикасается. Крайний случай этого явления – упомянутая психическая смерть. Совет этого знака – напряжение без раздражения и активный поиск, направленный на соединение с Непознаваемым. Если это окажется необходимым, отпустите прошлое – пусть ничто не встает между “вы сегодня” и “вы завтра”. И если вы поведете себя правильно, согласуясь не с логикой, а с подсказками вашего Непознаваемого, не замедлит и результат: посвящение, обновление или – новая жизнь.
Перевернутое положение. Ключевые слова – “смерть прошлого”. Ваше прошлое умерло, а будущее еще не родилось. Многое сейчас зависит от вас – отпустите (!) прошлое и не думайте слишком много о конечном результате вашей теперешней деятельности. Сейчас самое время вспомнить известный тезис о необходимости жить Здесь и Сейчас – и привести его в исполнение. Не забывайте и о том, что когда умирает Прошлое, погибают не только события и связи, но и способы “делания жизни”; именно Сейчас, когда рождается ваше новое Будущее, вы должны создать и новые способы.15. РУНА АЛЬГИЗ
Имя: позднее скандинавское – Elgr – “лось”
британское – Eolhs – перевод затруднителен
готское – Algs (Algis) – “тростник”Руна защиты. Некоторые авторы определяют ее словом “защищенность”, несущим несколько иной смысл. При любом определении, однако, необходимо отметить, что защита здесь носит характер пассивный, хотя руна и требует от защищающегося определенного количества личной силы. Применение руны Альгиз создает определенные условия, препятствующие вторжению внешних вредоносных сил – будь то чужое колдовство или падающий с крыши кирпич. В этом плане определение “руна защищенности” действительно оказывается несколько более точным. Нередко с этой руной связывается покровительство святлых сил.
Кроме того, руна Альгиз действует подобно “глазастым” камням (кошачий, тигровый глаз), усиливая в человеке способность предчувствовать опасность или чье-то нападение, а иногда и предупреждая его тем или иным способом.
Мантическое содержание.
Прямое положение. Ключевое слово – “поворот”. Перед вами – поворот. Не ступень посвящения, не обрыв падения, а именно поворот. Возможно, перед вами откроются (или уже открываются) новые перспективы, возможно – представится случай изменить жизнь или какой-то ее аспект. Но помните, что на крутых поворотах требуется осторожность, которая и станет вашей защитой; это совет знака. Важно не поддаться эмоциям и сохранить спокойствие ума и ясность взора и вовремя принять верное решение. Словами Ральфа Блюма, своевременное действие и верное поведение – это единственное, что дает истинную и абсолютно надежную защиту.
Перевернутое положение. Ключевые слова – “необходимость гибкости”. То, к чему вы стремитесь в данный момент, вряд ли может быть достигнуто именно сейчас. Гибкость – совет и требование этого знака. Оставьте на время то, во что вы упираетесь сейчас, обойдите эту проблему стороной, просочитесь сквозь нее – сейчас не время для лобовой атаки. Будьте осторожны и внимательно наблюдайте за собой и окружающими вас людьми – гибкость потребуется и здесь.
16. РУНА СОУЛУ
Имя: позднее скандинавское – Sol – “Солнце”
британское – Sygil – “Солнце”
готское – Sauil – “Солнце”Руна победы, руна могущества и руна целостности. Некоторые авторы склонны определять руну Солнца как руну итога, и в определенном плане это имеет смысл – действительно, целостность, синтез противоположностей – это итог любого движения. На этом базируется и магическое применение этой руны, способной устремить к достижению целостности человека или создавшуюся ситуацию. Кроме того, руна Зиг может помочь вам прояснить неясную ситуацию и подтолкнуть к правильному решению.
В магическом отношении значение этой руны – могущество, понимаемое как неразделимое единство Силы, “того, что ведет”, и Мощи, “того, что действует”.
Мантическое содержание.
Разумеется, руна целостности (синтеза) не позволяет различить прямое и перевернутое положения – как и для некоторых других рун, оба положения слиты здесь в едином знаке. Смысл этих двух положений – необходимость достижения целостности и необходимость своевременного отступления. Это и будут ключевые слова этого знака.
Жизнь человека осмысленна, когда представляет собой непрерывную битву с силами Хаоса за формирование собственного “Я”; обретение целостности – один из главных призов в этой войне. Но истинный воитель умеет не только драться, но и вовремя отступить перед давящей ситуацией для восполнения сил. Совет знака – если вы чувствуете, что теряете энергию, – отступите, вам может быть необходим отдых и восстановление энергии. Кроме того, в определенных ситуациях этот знак рекомендует отступить во вполне определенные области, которые были до этого момента затемнены или отгорожены. Пропустите туда свет и восстанавливайтесь, раскрываясь свету в этих областях.
17. РУНА ТЕЙВАЗ
Имя: позднее скандинавское – Tyr – Тюр
британское – Tir – Тюр
готское – Teiws – Тив (Тюр)Руна Воина. Посвящена Тюру (Тиву) – богу войны. Предания рассказывают об одном деянии этого аса, замечательно характеризующем и его самого, и его руну. Однажды богам удалось поймать Фенрира, Мирового Волка – причину грядущего Рагнарока (Конца мира). Дабы сдержать разрушающую силу Волка, необходимо было наложить на него специально для того сделанные крепчайшие путы. Но Волк, разумеется, не давался, и тогда Тюр положил ему в пасть свою руку в залог того, что путы будут сняты. И когда Волк был закован, он откусил руку Тюра – но победа над Хаосом была достигнута.
Словно в память об этом деянии Тюра руна Тейваз хранит способность помогать людям в любой их борьбе, но прежде всего – в их борьбе с силами Хаоса собственного “Я”. В древности воины рисовали эту руну на щитах и рукоятях мечей, чертили ее перед битвой, дабы укрепить свою решимость (см. отрывок из Речей Сигрдривы в пятой главе книги).
Мантическое содержание.
Прямое положение. Ключевое слово – “формирование”. Все, что сейчас происходит (или будет происходить – если вы спрашиваете о будущем), имеет для вас особое значение. Знак свидетельствует об активном периоде жизни – возможны какие-то приключения, сильные эмоции, важные события. Взаимоотношения с людьми, устанавливающиеся или активизированные сейчас – своевременны и необходимы. Если вопрос, заданный вами, относится к какому-то делу или идеям, занимающим вас сейчас – оставайтесь верны им. В целом, совет знака – настойчивость, и помните, что “терпение – лишь один из ее видов” (Блюм).
Перевернутое положение. Ключевые слова – “потеря энергии”. Появление этого знака свидетельствует о том, что потеря вами энергии – лишь результат ваших собственных неправильных или несвоевременных действий. Самое время задуматься о том, насколько верен ваш способ жить, имеющий место именно сейчас; время изучить себя самого, собственное “Я”. Возможны огорчения, связанные с друзьями и близкими, расставания, разрушение взаимоотношений. Но помните – это не темный период жизни, но время решать внутренние проблемы и искать ответы внутри себя.
18. РУНА БЕРКАНА
Имя: позднее скандинавское – Biarkan – “береза”
британское – Beorc – “береза”
готское – Bairkan – “береза”
(все имена восходят к той же древней северной основе, что и русское берёза)
Руна роста.
Сохранившееся имя, являющееся реликтом древнего германо-славянского праязыка, прекрасно характеризует руну на ассоциативном уровне. Сфера действия руны Беркана чрезвычайно широка; рост, символизируемый ею, может быть и чисто физическим, и духовным. Это руна плодородного движения, выводящая к расцвету и созреванию. На этом базируется и магическое применение этой руны. Она может служить как стимулятором плодородия в целом,так и стимулятором роста в частности. Способствует рождению и – возрождению. Может помочь при решении проблем, связанных с воспитанием детей, а также облегчить роды и исцелить от бесплодия. Не забывайте и о чисто физических проявлениях действия этой руны.
Некоторыми авторами руна Беркана связывается также с реинкарнациями (перерождениями) человека.
Мантическое содержание.
Прямое положение. Ключевое слово – “рост”. Появление этого знака свидетельствует о наступлении периода роста (какого бы то ни было). Знак говорит о хорошем самочувствии, как физическом, так и эмоциональном. Но помните, что ваш рост многого требует от вас, и прежде всего – глубокого ясного взгляда на происходящее и сознательного и осторожного очищения тех связанных с этим ростом областей, которые по каким-то причинам оказались затемнены. Кроме того, сейчас особенно необходимо, чтобы все, делаемое вами, делалось тщательно – это и есть совет этого знака.
Перевернутое положение. Ключевые слова – “затруднение роста”. Что-то препятствует вашему росту. Это могут быть как внешние, не зависящие от вас события, так и черты вашего характера. Как всегда в жизни – последнее более вероятно. Знак может свидетельствовать и о плохом эмоциональном или физическом самочувствии, о неприятностях, связанных с близкими вам людьми. Совет знака – ищите причины затруднения роста, не поддавайтесь унынию. Тщательно анализируйте ситуацию и – прежде всего – самого себя.
19. РУНА ЭВАЗ
Имя: позднее скандинавское – отсутствует
британское – Eoh – “лошадь”
готское – Aihos (Ehwas?) – “лошадь”
Руна изменений и движения (прогресса, сдвига с мертвой точки).
Магическое применение следует из самого определения – руну используют, чтобы изменить, “растормошить” нечто, вошедшее в фазу застоя. Этим нечто может быть и какая-то ситуация, застрявшее дело, и хроническое заболевание, и, наконец, человек, впавший в душевную летаргию или зациклившийся на некоторой неразрешимой проблеме. В этом плане можно сказать, что руна Эваз работает точно противоположно руне Иса. Другой аспект ее действия – облегчение пути путешествующих (как говорят, особенно – путешествующих по воде).
Мантическое содержание.
Прямое положение. Ключевое слово – “перемены”. У этого знака два взаимосвязанных аспекта. С одной стороны, он говорит о появлении нового: он может свидетельствовать о смене места жительства или о выработке новых подходов к жизни, к работе, к людям. Другой аспект знака – это движение в смысле постепенных перемен к лучшему: улучшение ситуации, развитие идеи, становление дела и т.д.. Но любые перемены возможны лишь тогда, когда меняется сам человек: изменению должны подвергнуться и ваш образ жизни, и ваши взаимоотношения с людьми – это ваша работа и совет знака.
Перевернутое положение. Ключевое слово – “препятствие”. Движение заторможено, но вы должны знать, что это не ваша вина и не наступление Хаоса. Возможно, вам предстоит отдых или путешествие. Уныние – излишне; совершаемое вами сейчас делание (или неделание) – верно и своевременно, но – “мы просто должны понять, что нам открыты не все возможности” (Блюм).
20. РУНА МАННАЗ
Имя: позднее скандинавское – Maрr – “человек”
британское – Man – “человек”
готское – Manna (Mannaz) – “человек”Непростая руна, определяемая Ральфом Блюмом ее как руна собственного “Я”. Руна внутреннего магического посвящения, совершения внутренней работы, освобождения от “драконьих шкур” личности3. Использование руны Манназ в магических целях неоднозначно и требует приложения значительного количества энергии.
Мантическое содержание. Прямое положение. Ключевое слово – “я”. Совет знака – скромность и никаких излишеств. Не пытайтесь искусственно привлекать к себе внимание или требовать воздаяния по заслугам. Необходима определенная гибкость и, возможно, умение отступить и отступиться. Это не время перемен, но время желать их и стремиться к углубленному анализу и изменению собственного “я”.
Перевернутое положение. Ключевое слово – “внутренний враг”. Совет этого знака – честность и непредвзятость в отношениях со своим “я”. Возможно, ваше развитие наткнулось (наткнется) на преграду; возможно, вам покажется, что кто-то или что-то пытается помешать или повредить вам. Проанализируйте обстоятельства и разберитесь в ситуации – для того, чтобы затем обратиться к самому себе и увидеть, что внешний враг – не более, чем отражение врага внутреннего. Необходимо выделить и четко осознать его, чтобы победить. Скорее всего, этот враг – наследие вашего же прошлого, и вы можете сломать его, сломав инерцию прошлого образа действий.
21. РУНА ЛАГУЗ
Имя: позднее скандинавское – Legr – “вода”
британское – Lagy – “вода”
готское – Lagus – “вода”Руна внутреннего круга магии, “того, что ведет”. Сложная, но замечательная руна. Классический перевод имени (“вода”) не совсем точно определяет его содержание. Имя этой руны подразумевает не просто воду, но – проточную воду, движущуюся – ту, которая формирует поток и увлекает за собой. Обращаясь к индийской ведической традиции, можно соотнести эту руну с богом Агни; в русском ведизме она, вероятно, соответствует богу Симарглу, Крылатому Псу, связывающему людей и богов.
Руна Лагуз – руна интуиции, и с этим связано ее магическое применение. Использование ее обостряет и усиливает интуитивное восприятие мира, помогает в изучении оккультных наук и в проникновении в тайну – это один аспект ее действия. С другой стороны, руна способствует заключению брака, образованию новой дружбы и восстановлению старой, прекращению размолвки или ссоры.
Мантическое содержание. Прямое положение. Ключевые слова – “необходимость следовать интуиции”. Ключевые слова заключают основной совет этого знака. Какова бы не была ситуация, необходимо довериться – “тому, что ведет”, той части своего существа, которая не может быть осознана разумом и проявляется в интуиции и подобных явлениях. Не требуется никаких оценок и размышлений, а нередко – и понимания. Если вы будете действовать (действуете) согласно собственному Потоку и собственным ритмам, это даст вам ощущение внутреннего комфорта. В противном случае неизбежно напряжение и внутренняя дисгармония.
Перевернутое положение. Ключевое слово – “предупреждение”. Появление этого знака – предупреждение об опасности срыва. Никто не может действовать выше отпущенных ему возможностей и накопленных сил и не ожидать ответного удара. Возможно перенапряжение, стремление к тому, что сейчас осуществиться не может.
22. РУНА ИНГУЗ
Имя: позднее скандинавское – отсутствует
британское – Ing – Ингви
готское – Ing (Ingus, Iggws) – ИнгвиОдна из самых прекрасных и наиболее могучих рун Футарка. Руна плодородия в его репродуктивном (произрождающем) аспекте. Посвящена светлому Фрейру, богу плодородия (другое его имя – Инг или Ингви). Как уже упоминалось в этой книге, Фрейр по происхождению ван, т.е. славянин. Славянское его имя – Даждьбог; скандинавское же имя является лишь хейти и означает просто “господин”, “владыка”.
Магическое применение руны Ингуз связано с силами светлого Фрейра; фактически, использование этой руны – это непосредственное обращение к этому богу. Руна может быть использована везде, где ощущается недостаток природных сил плодородия: в случае женского бесплодия или мужского бессилия, неурожайности земли или неплодотворности работы. Также руна Ингуз способна снять излишнее напряжение и восстановить баланс (равновесие) жизненных сил человека.
Мантическое содержание. Прямое положение. Ключевые слова – “плодородие”, “завершение”. Благоприятный знак. Его появление говорит о завершении (наступившем или наступающем) определенного этапа жизни. Дело, которым вы сейчас заняты, должно благоприятно завершиться. Если вы просили совета, совет – сосредоточьте все силы на завершении того, что вы делаете, того, что вам необходимо закончить. С завершением придет новое.
Второй аспект этого знака – избавление от старого, необходимое для освобождения места новому. Если вы сейчас чувствуете напряжение и неуверенность, знайте, что это пройдет, когда вы расчистите место для появления Нового. В этом плане этот знак может свидетельствовать (или советовать) о выходе из состояния застоя.
23. РУНА ОТАЛ
Имя: позднее скандинавское – отсутствует
британское – Eрel – “наследство”
готское – Othal – “разделение”Очень условно можно определить эту руну как руну отступления (разделения)(1). Магическое применение неоднозначно и многого требует от действующего.
Мантическое содержание.
Прямое положение. Ключевые слова – “прекращение”, “приобретение”. У этого знака два аспекта. Первый – требование прекращения того, что отжило свое. Появление этого знака свидетельствует о наступлении “времени расходящихся путей” (Блюм). Вместе с тем, знак рекомендует и определенную разумную пассивность – то, что должно уйти, уйдет само. Второй аспект связан с собственностью – это знак приобретений, выигрышей, возможно – получения наследства.
Перевернутое положение. Ключевые слова – “требование гибкости”, “потеря”. У этого знака также два аспекта, и первый из них – требование гибкости. Совет знака – не подчиняться условностям и старым авторитетам, действовать так, как именно для вас выглядит верным. Второй аспект связан с собственностью – возможен убыток или некая потеря.
1. Нередко руну Отал смешивают с более подней внеалфавитной руной Эрд, имеющей немецкое происхождение. Иногда такое смешение оправдано, иногда – нет.
24. РУНА ДАГАЗ
Имя: позднее скандинавское – отсутствует
британское – Day – “день”
готское – Dags – “день”Очень светлая руна. область действия чрезвычайно широка. Объединяет две глобальные взаимосвязанные концепции. В плане первой из них руну Дагаз можно определить как руну трансформации (“руну прорыва” – Блюм). В плане второй – как руну процветания (отсюда и имя). Обе концепции объединяются в магическом применении руны – приближении конца периода тьмы (“ночи”) и начала периода света и процветания (“дня”), осуществлении прорыва в каком-либо деле или сдвига его с мертвой точки. также может быть использована при лечении затяжных болезней.
Мантическое содержание.
Знак сочетает прямое и перевернутое положение и, как отражение этого, обе взаимодополняющие концепции. Таким образом, ключевые слова здесь – “прорыв” и “день”. Знак может предвещать удачу или большой период процветания. С другой стороны, он же может отмечать момент, когда можно совершить или переход из “ночи” в “день”, или трансформацию, прорыв в процессе самоизменения. Совет знака – действовать с верой и уверенностью в победе, независимо от внешних обстоятельств.5 апреля, 2008 в 22:27 #95805Не знаю, для кого я это выкладываю, судя по отсутствию комментариев это никому не интересно……
Но все-таки я придерживаюсь мнения что любое дело должно быть доведено до конца.Славянские руны
На настоящий момент много уже сказано о родстве германских и славянских языков. По сути, те и другие представляют собой две ветви одного языка, изменившиеся со временем почти до неузнаваемости. Однако же древний этот язык просвечивает все-таки сквозь муть позднейших трансформаций и наслоений. Интересно, что славяне сохранили этот древний язык в гораздо более чистом виде. Так, русское слово хлеб и происходящее от него хлев принадлежат этому языку, но германцы уже в I тысячелетии от Р.Х. утратили их, заменив на современное bread. Сугубо скандинавское, казалось бы, слово ярл (знатный военачальник) происходит от древнего орёл – боевой клички сильнейшего в дружине; но сейчас орёл сохранилось лишь у славян, германцы же (англичане, например) используют слово eagl.
Подобных примеров можно привести много, и один из них – этимологию термина руна – стоит разобрать несколько подробнее, поскольку он имеет самое прямое отношение к теме данного раздела.
Традиционное ныне толкование слова руна устоялось в научной среде еще в конце прошлого столетия. Совершенно справедливо германское runa, rune, обозначающее литеру рунического письма, связывается с готским rыna – “тайна” и др.-нем. глаголом rыnen (совр. нем. raunen) в значении “шептать” 1. Некое разнообразие в трактовку слова руна внес Найджел Пенник, указавший на его несевероевропейские параллели: др.-кельт. run, ср.-валл. rhin со значением “шепот”, “шептать”; совр. ирл. run “тайна”; шотл.-гэльск. run “жребий” 2. Однако практически все современные исследователи упускают из вида славянские языки (к слову, гораздо более близкие к скандинавским, чем те же кельтские). Не так обстояло дело в конце XIX – начале XX веков, во время расцвета исследований по славянской рунике.
Так, пытался в свое время связать слово руна с серб. gronic “говорить” польский славист А.Кухарский. Но против такого толкования равно выступали В.Цыбульский и И.Ягич, находя его “сумасбродным”. А вот против более позднего предположения Д.Жунковича 3 ни один исследователь не смог выдвинуть никаких контрдоводов. Версию Жунковича попросту забыли, как это нередко случалось в области славянской рунологии…
Немного отвлечемся. Не позднее самого начала X века в Болгарии монахом Храбром были написаны строки, сохранившиеся до наших дней и вызывающие ныне столько противоречивых, иногда совершенно противоположных по смыслу, суждений: “прежде убо словене не имеху письменъ, ну чрътами и резами чьтеху и гатааху, погани суще…” Мы не будем комментировать здесь слова Храбра (достаточно и без нас комментаторов), но просто бужем иметь их в виду.
…В свое время мне довелось придти к тому же выводу, какой был сделан Жунковичем, независимо от этого исследователя. Меня поразило существование множества славянских рек, носящих загадочное имя Руна 4. В большинстве случаев этимология этих названий считается невыясненной. Но ведь существует старый славянский корень рун: именно от него происходят рус. рана, ранить, рыть, укр. рилля – “борозда”. По Жунковичу, этот же корень содержит глагол рути – “резать” и существительное руна, означающее “прорез”, “борозда”, …РЕЗА. Не этими ли резами чьтеху и гатааху древние славяне?
Основа run/ran со значением “резать”, “ранить” была известна и древним германцам, – и удивительно, почему на этот факт не обращают внимание исследователи! Так, знаменитый наконечник копья из Дамсдорфа, датируемый первой половиной I тыс., несет руническую надпись RANJA, переводимую как “Пронзающий”, “Наносящий ранения”, “Ранящий”.
Вероятно, термин руна происходит все же от древнейшей славяно-североевропейской основы со значением “резать” (что выглядит естественным), в то время как появление европейских слов того же корня, но уже носящих значение “тайна”, “говорить в тишине” – вторично, и связано с магическим применением древних резаных знаков. Древних рун.
* * *
Первые доводы в пользу существования славянского рунического письма были выдвинуты еще в начале-середине прошлого столетия; некоторые из приводимых тогда свидетельств ныне отнесены к глаголице, а не к “рунице”, некоторые оказались просто несостоятельными, но ряд доводов сохраняет силу до сих пор. Так, невозможно спорить со свидетельством Титмара, который, описывая славянский храм Ретры, указывает на тот факт, что на идолах храма были нанесены надписи, выполненные “особыми”, негерманскими рунами. Было бы совершенно абсурдно предполагать, что Титмар, будучи человеком образованным, мог бы не узнать стандартные младшие скандинавские руны, если бы имена богов на идолах были бы начертаны ими. Массуди, описывая один из славянских храмов, упоминает некие высеченные на камнях знаки. Ибн Фодлан, говоря о славянах конца I тысячелетия, указывает на существование у них намогильных надписей на столбах. Ибн Эль Недим говорит о существовании славянского докириллического письма и даже приводит в своем трактате рисунок одной надписи, вырезанной на кусочке дерева (знаменитая Недимовская надпись). В чешской песне “Суд Любуши”, сохранившейся в списке IX века, упоминается дески правдодатне – законы, записанные на деревянных досках некими письменами.
На существование у славян рунического письма 5 указывают и многие археологические данные. Древнейшими из них являются находки керамики с фрагментами надписей, принадлежащей черняховской археологической культуре, однозначно связанной со славянами и датируемой I-IV веками от Р.Х. Уже тридцать лет тому назад знаки на этих находках были определены как следы письменности. 6
Примером “черняховского” славянского рунического письма могут послужить обломки керамики из раскопок у с.Лепесовка (южная Волынь) или глиняный черепок из Рипнева, относящийся к той же черняховской культуре и представляющий собой, вероятно, осколок сосуда. Знаки, различимые на черепке, не оставляют сомнений в том, что это именно надпись. К сожалению, фрагмент слишком мал, чтобы оказалась возможной дешифровка надписи. В целом, керамика черняховской культуры дает весьма интересный, но слишком скудный для осуществления дешифровки материал.
Так, чрезвычайно интересен славянский глиняный сосуд, обнаруженный в 1967 году при раскопках у с.Войсковое (на Днепре). На его поверхность нанесена надпись, содержащая 12 позиций и использующая 6 знаков. Надпись не поддается ни переводу, ни прочтению, несмотря на то, что попытки дешифровки были предприняты. Так, одно время выдвигалось предположение, что, судя по количеству позиций, знаки эти могут быть начальными буквами названий месяцев, а надпись в целом – календарем. Однако, не существует, к сожалению, ни одного славянского языка, ни древнего, ни современного, в котором названия четырех месяцев начинались бы с одной буквы, трех – с другой, двух – с третьей, и оставшихся трех месяцев – с трех разных букв.
В целом неважно, является ли эта надпись надписью в полном смысле слова или же она представляет собой некий осмысленный набор знаков. Читатель, возможо, уже отметил определенное сходство графики этой надписи с графикой рунической. Это действительно так. Сходство есть, и не только сходство – половина знаков (три из шести) совпадают с рунами Футарка. Это руны Дагаз (Футарк, 24), Гебо (Футарк, 7) и второстепенный вариант руны Ингуз (Футарк, 22) – ромб, поставленный на вершину.
Другую – более позднюю – группу свидетельств применения славянами рунического письма образуют памятники, связываемые с венедами, балтийскими славянами. Из этих памятников прежде всего укажем на так называемые Микоржинские камни, обнаруженные в 1771 году в Польше. Еще одним – поистине уникальным – памятником “балтийской” славянской руники являются надписи на культовых предметах из разрушенного в середине XI века в ходе германского завоевания славянского храма Радегаста в Ретре 7. На этих предметах стоит остановиться чуть более подробно.
После разрушения храма его материальные ценности долгое время считались утерянными или украденными, пока часть их, спустя более полу-тысячелетия, не появилась на свет вновь. Бронзовые изображения богов и ритуальные предметы из Ретринского храма были найдены в земле деревни Прильвиц в конце XVII века; значительно позднее их приобрел некто Андреас Готтлиб Маш, описал и заказал гравюры. Эти материалы были изданы им в 1771 в Германии 8. Его книга содержит гравюры более шести десятков скульптур и других предметов.
В России большинством исследователей эти предметы почитаются фальшивками, в то время как западные рунологи предпочитают следовать вердикту специальной комиссии, в течение двух лет изучавшей этот вопрос и постановившей, что предметы – подлинные. Кроме того, на мой взгляд, весьма убедительным доводом в пользу подлинности предметов из Ретры является тот факт, что первоначальным владельцем памятников был католический священник. От священника мы гораздо скорее могли бы ожидать уничтожения памятников языческой религии (что и было им сделано в отношении части предметов), но уж никак не изготовления статуй языческих богов с языческими же письменами…
Любопытно, что подобный “нигилизм” российских исследователей в отношении славянской рунической культуры распространяется и на памятники, подлинность которых вообще не может быть подвергнута сомнению. Так, например, в Москве в настоящее время хранится частная коллекция предметов с руническими надписями, обнаруженными в ходе археологических работ в Белоруссии; эта коллекция никогда не была опубликована в академических изданиях, но мы, благодаря помощи А.А.Бычкова, имеем возможность поместить здесь прорисовки некоторых из этих памятников.
Вероятно, не имеет смысла продолжать здесь список подобных памятников, число которых достаточно велико 9.
Как и руны скандинавских и континентальных германцев, славянские руны восходят, судя по всему, к североиталийским (альпийским) алфавитам. Известно несколько основных вариантов альпийской письменности, которой владели, помимо северных этрусков, живущие по соседству славянские и кельтские племена. Вопрос о том, какими именно путями италийское письмо было принесено в поздние славянские регионы, остается на данный момент полностью открытым, равно как и вопрос о взаимовлиянии славянской и германской руники.
* * *
Необходимо отметить, что руническую культуру следует понимать гораздо шире, чем элементарные навыки письменности – это целый культурный пласт, охватывающий и мифологию, и религию, и определенные аспекты магического искусства. Уже в Этрурии и Венеции (землях этрусков и венедов) к алфавиту относились как к объекту, имеющему божественное происхождение и могущему оказывать магическое воздействие. Об этом свидетельствуют, например, находки в этрусских погребениях табличек с перечислением алфавитных знаков. Это – простейший вид рунической магии, распространенный и на Северо-Западе Европы.
Таким образом, говоря о древнеславянской рунической письменности, нельзя не затронуть вопрос о существовании древнеславянской рунической культуры в целом. Владели этой культурой славяне языческих времен; сохранилась она, судя по всему, и в эпоху “двоеверия” (одновременного существования на Руси христианства и язычества – X-XVI века).
Прекрасный тому пример – широчайшее использование славянами руны Фрейра – Ингуз, описанное нами в Главе третьей.
Другой пример – одно из замечательных вятических височных колец XII века. На его лопастях выгравированы знаки – это еще одна руна. Третьи от краев лопасти несут изображение руны Альгиз, а центральная лопасть – сдвоенное изображение той же руны.
Как и руна Фрейра, руна Альгиз впервые появилась в составе Футарка; без изменений просуществовала она около тысячелетия и вошла во все рунические алфавиты, кроме поздних шведско-норвежских, в магических целях не применявшихся (около X века). Изображение этой руны на височном кольце не случайно. Руна Альгиз – это руна защиты, одно из ее магических свойств – защита от чужого колдовства и злой воли окружающих.
Использование руны Альгиз славянами и их предками имеет очень древнюю историю. В древности часто соединяли четыре руны Альгиз так, что образовывался двенадцатиконечный крест, имеющий, видимо, те же функции, что и сама руна. Вместе с тем следует отметить, подобные магические символы могут появляться у разных народов и независимо друг от друга (как то было описано в 6 разделе второй главы). Примером тому может послужить, например, бронзовая мордовская бляха конца I тысячелетия от Р.Х. из Армиевского могильника.
Одним из так называемых неалфавитных рунических знаков является свастика, как четырех-, так и трехветвевая. Изображения свастики в славянском мире встречаются повсеместно, хотя и нечасто. Это и естественно – свастика, символ огня и, в определенных случаях, плодородия, – знак слишком “мощный” и слишком значительный для широкого использования. Как и двенадцатиконечный крест, свастику можно встретить и у сарматов и скифов.
Чрезвычайный интерес представляет единственное в своем роде височное кольцо, опять же вятическое. На его лопастях выгравировано сразу несколько различных знаков – это целая коллекция символов древней славянской магии. Центральная лопасть несет несколько видоизмененную руну Ингуз, первые лепестки от центра – изображение, ясное еще не вполне. На вторые от центра лепестки нанесен двенадцатиконечный крест, являющийся, скорее всего, модификацией креста из четырех рун Альгиз. И, наконец, крайние лепестки несут изображение свастики. Что же, ювелир, работавший над этим кольцом, создал могучий талисман.
Описание этого уникального височного кольца завершает наш небольшой обзор памятников рунического искусства древних славян. Если смотреть шире и говорить о славянских материальных памятниках древних искусств вообще, включающих в себя, в частности, и прикладную магию, то надо отметить, что объем материала здесь огромен. Величайшая заслуга в изучении и систематизации этого материала принадлежит выдающемуся русскому историку и археологу, академику Б.А.Рыбакову. Его монографии “Язычество древних славян” (М., 1981) и “Язычество древней Руси” (М., 1987), несомненно, являются на данный момент наиболее подробными фундаментальными исследованиями этого вопроса.
5 апреля, 2008 в 23:42 #95806По прежнему жду ваше мнение по данной теме……
Также готовится к выкладке ) новая тема в разделе Тренировочный зал под названием Руническая магия.
6 апреля, 2008 в 09:50 #95807Вот по славянским рунам интересно, скандинавские можно много где найти, и все же, лучше переложить это на сайт в раздел статьи, а на форум выложить только название статьи и ссылку.
6 апреля, 2008 в 22:23 #95808На сайт же картинки нельзя. Вроде бы…
Да ладно, пусть здесь остаётся. Полиморф, спасибо за информацию.9 апреля, 2008 в 11:56 #95812Мне понравилась ваша подборка по скандинавским рунам, хотя информации по этой тематике слишком много, а про славянской мне очень редко попадалась на глаза, (только сейчас рассказывали про книгу Велеса)
9 апреля, 2008 в 19:35 #95809Только одно маленькое НО. Славянских рун – нет.
Если хотите опровергнуть меня, выкладывайте рисунки славянских рун.
Или в конце-концов, укажите литературу, где вы про них прочли.10 апреля, 2008 в 12:15 #95810Славянских рун – нет.
Вообще-то есть, но имхо все они построены на модификациях и изменениях футарка.
Говоря “они” я имею ввиду и другие рунические ряды народов севера, ну условно севера. 😃10 апреля, 2008 в 14:15 #95811В очень глубокие дебри мы лезем. Как бы не завязнуть…
Для начала скажу: руны и их модификации были у БАЛТСКИХ народов. Короче говоря у угро-финнов. Не у славян.
Санерк если можешь, кинь сюда картинки, где есть славянские руны.
Алекс, а что за книга Велеса? Она о чём?10 апреля, 2008 в 16:22 #95813Есть еще методика рун по которой можно лечить себя от болезней
Про славянские руны я смотрела передачу, а книжечка как вы ее называете называется РУНЫ вышла она аж в 1998 году в издательстве ЛОКИД Москва
а книга Велеса, это была передача про тайные знаки и там рассказали что эту книгу нашли и там собраны информация о языческой магии, а дальше история умалчивает, так как я ее передачу не досмотрела до конца, но там связано что-то с Гитлером, опытом над этой книгой (вернее нашли досочки все исщерпленные руническими письменами)10 апреля, 2008 в 23:34 #95814
Продолжая тему славянских рун, вот их значение и изображениеМир – руна Дерева Мира – Представляет защиту, покровительство богов
Чернобог – руна сил Хаоса – Разрушение старых связей, прорыв магического круга, выход из любой замкнутой системы
Алатырь – руна центра Мироздания – Ключевой момент,необходимость повернутся к богам, принести жертву, сделать что нибудь во имя Правды, дабы продолжить вечный круговорот жизни
Радуга – руна бесконечного пути – Стабилизация движения, помощь в путешествии, благоприятный исход сложных ситуаций
Нужда – руна Вия, хозяина Подземного мира – Магический запрет на совершение того или иного действия, и стесненность в материальном плане, и те узы, что сковывают сознание человека
Крада – руна священного огня – Очищение, высвобождение намерения, воплощение и реализация.
Треба – руна жертвы – Необходимость принести себя в жертву
Сила – руна способности к действию – Близость победы, могущество и целостностность
Ветер – руна вдохновения – Творческй всплеск,прорыв
Берегиня – руна Матери Сырой Земли – Свершение судьбы – дарование жизни или смерти, защиты или поражения
Уд – символ мужской страсти – Страстная любовь, сила ополодотворения нового начала
Леля – руна проточной воды – Действие интуиции, нарождение нового
Рок – руна непознаваемого Духа – Обращение к выскоким сферам
Опора – руна стержня Мира – Посвяти себя общению с богами
Дажьбог – руна Солнца и Изобилия – Благие дары, приобретение чего-либо
Перун – руна защиты от зла – Обретение защиты от сил Хаоса
Есть – руна жизни – Нарастание жизненной силы
Исток – руна льда – Застой и успокоение-
Ответ изменён 4 дня назад пользователем
Квазотль ар Феанор.
-
Ответ изменён 4 дня назад пользователем
Квазотль ар Феанор.
11 апреля, 2008 в 05:40 #95815@Aire Vaiolent пишет:
В очень глубокие дебри мы лезем. Как бы не завязнуть…
Для начала скажу: руны и их модификации были у БАЛТСКИХ народов. Короче говоря у угро-финнов. Не у славян.
Санерк если можешь, кинь сюда картинки, где есть славянские руны.
Алекс, а что за книга Велеса? Она о чём?При статистическом подходе можно обнаружить, что в этрусском алфавите есть 10 букв, по форме и звучанию соответствующих буквам Старшего Футарка, а в римском алфавите таких букв всего 8.
Велескнига – история славян и заклы. Правда она ооочень старая и многие руны не читабельны, а всевозможных безобидных переводов куча, ищи сам.
Надо было телек смотреть 😆11 апреля, 2008 в 20:02 #95816безобидных переводов куча
То есть заклы не действуют?
Надо было телек смотреть
Разве там ещё что-нибудь хорошее осталось? 😆
Кроме развлекательных программ (вроде Битвы Экстрасенсов) и разных экшенов? По магии в том году был хороший цикл передач (название не помню) а так – всё бред.
ИМХО.12 апреля, 2008 в 06:44 #95817Я не смотрю разные экшнены, (у меня комп не хочет писать это слово правильно), а тем более Битву Экстрасенсов
я смотрю ТВ-3 Тайные знаки или Городские Легенды или по Культуре передачи бывают про Загадки Цивилизаций12 апреля, 2008 в 09:49 #95818Polimorf, можно поинтересоваться, откуда ты взял про славянские руны? Если это сайт, то кинь мне в личку, а то Квазотль запрещает рекламу. 🙄
P.S. Алекс, кстати да. Хорошие передачи. Особенно про загадки цивилизаций. Правда очень много вещей притянуто за уши, но в целом неплохо. -
Ответ изменён 4 дня назад пользователем
-
АвторСообщения
- Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.