Пантеон Пало.
Nsambi, Nsambi Mpungu, LIRI Sambia : палеро, в первую очередь верят в единого Бога, Всемогущего, Творца вселенной и Отца всех существ. Sambia arriba, Sambia abajo, Sambia por los 4 costados, Sambia antes que todas las cosas – что означает, «Нсамбв на Небесах, Нсамби на Земле, Нсамби во всех 4ёх стронах». Mpungu Sambia (Бог на небесах), Sambia Ntoto (Бог на земле), Sambia bilongo (Бог медицины, колдовства, магии). Бог не вмешивается в повседневную жизнь людей, но он властен над всем, что есть и, следовательно, не может быть никакой магии без Нсамби. Таким образом, все работы и церемонии в Пало начинаются с его приветствия.
Mpungus : Духи стихий и сил природы.
Nkisis : Для последователей Пало, mpungus, Nkisis такие же привычные понятия, как огонь, вода, ветер и земля, некоторые считают, что это слово относится к вместилищу, содержащему mpungu.
NGONDA NKISI. MAMÁ CANASTA, CANASTA KIYUMBA, MAMÁ SOLÉ, MAMÁ UNGANGA, MAMÁ KIYUMBA, CACHIMBA: Это – сама Лунаda), крестная мать всех палеро. Луна является основополагающим фактором в Пало, в зависимости от стадии, где она находится, мастер знает, какие подобрать палки и вещества, какие места силы посетить, какую работу делать. Нганга простой, но имеет большую духовную силу, потому что Луна – это путеводитель для духов в темноте. Она - Mpungu женщина, живущая в лагунах, болотах и горах. Мать и повелительница источников. Ее дом - любимый тростник (бамбук). Почву вокруг этих растений церемониально собирают с корнями, так как она обязательный ингредиент в kindembo. Она живет одна или в сопровождении вашего гида - Лусеро. Управляет мертвыми.
REMOLINO CUATRO VIENTOS: Ветер силой добра. Ветер, несущий добрые перемены, синкретиирован с Эллегуа и святым младенцем Atocha.
VIENTO MALO: Ветер, несущий недобрые перемены. Ветер злой силы.
NKUYO, MAÑUNGA, LUCERO MUNDO, LUBANIBA: Энергия ветра. Младенец Иисус. Он воин и основа. Она приносит истинное равновесие, проводит путями к успеха в работе. Является стабилизатором жизни и здоровья. Банту считали, что звезды, особенно созвездия, представляют Мпунго Nkuyo. Так же как и Cuatro Vientos, Эллегуа имеет аналогичные аспекты такие как, посланник Нсамби, непослушный ребенок, чертенок.
WATARIAMBA, NKUYO LUFO, CABO RONDA, VENCE BATALLA, SACA EMPEÑO: Сила охоты и войны в Пало. Обычно сопровождает Сарабанда, с которым у них есть соглашение. Из-за редкости этого нкиси, как правило, устанавливают Сарабанда, а потом добавляют к нему еще и Ватариамба – оба Мпунго в одно нганга - это быстрое правосудие.
NSASI, 7 RAYOS, MUILE, LOANGO, COYUMBE, PUNTO FIRME: Это один из самых популярных мпунго в Пало. Синкретизирован с Шанго и св. Барбарой. Он – владелец молнии, ответственный за правосудие. Персонификация справедливости, страсть и вдохновение. Начальник мпунго. Дух молнии, огня и неба является одним из самых мощных воинов, опытный советник в вопросах любви. У него бурный и переменчивый характер. Он очень мощный колдун, проявления его заклинаний кажутся несчастными случаями: его враги умирают в результате пожара или возгорания, возможно самоубийство. Наряду с другими божествами Нсаси живет в нганга.
KENKE, NGURUNFINDA: Сила растительность, Мпунго гор и леса. Владелец секретов всех палок и растений. Синкретизирован с Осаином. Он висит в сумке или находится в макуто, называемом Seke и редко встречается в котле. Мы должны спросить разрешения у Нгурунфинды, чтобы войти в лес рубить палки и собирать травы. Когда палеро покупает травы и палки для работы, должен помнить, что бы договориться с Нгурунфиндой об освящении их.
TIEMBLA TIERRA, MAMÁ KENGUE, YOLA, PANDILANGA: Владыки земли и вселенной, выполняет контроль над волей Нсамби по всем 4ём сторонам. Представляет собой благотворные силы. Мпунго мудрости, гармонии и справедливости. Сила землетрясения. Синкретизирован с Обаталой. У него пакт с Ceiba Ngondo или Ceiba Ngundu, с этим священным деревом, в чьих ветвях живет Бог.
KOBAYENDE, TATA NFUMBE, TATA PANSUA, PATA YAGA: Сила и эпидемии и болезней. Синкретизирован с Бабалу. Он покровитель чудесных исцелений. Многие палеро считают его царем мертвых. Его сила может быть использована для удаления болезни или насылания ее на врагов. Его роль в церемониях Пало крайне необходима, и только тата, который преодолел болезнь или имеет соглашении с этим Мпунго может правильно расположить этого нкиси.
MAMÁ KALUNGA, PUNGO KASIMBA, MAMÁ UMBO, MBUMBA MAMBA, NKITA KIAMASA, NKITA KUNA MAMBA, BALUANDE, MADRE DE AGUA: Сила воды и моря, Мпунго плодородия, материнства и творчества. Синкретизирована с Йемайей. Энергия материнского заступничества, палеро могут использовать ее, чтобы исцелить или помочь или послать на кого-то силу материнской ярости. Вся вода – под ее властью, она - жизненная сила, а также и смерть от утопления, наводнения.
MAMÁ CHOLA, CHOYA WENGUE: Сила рек и пресной воды. Мпунго женской чувственности, плотской любви, богатства, радости, нежности и материального богатства. Синкретизирована с Ошун. Это энергия реки, которая приносит богатство, роскошь и удовольствия, или унесет их подобно пересохшей реке. Это невеста, красивая, грациозная, ревнивая. Если оскорбить или обидеть ее последователей, она может обрушить свою безумную ярость на обидчиков. Это страсть новой любви и смерть за насилие в семье.
CENTELLA NDOKI, MARIWANGA, MAMA WANGA, YAYA KENGUE: Сила молнии, смерча, штормовых ветров и других атмосферных явлений. Эта Мпунго контролирует мертвых и является владелицей. Синкретизирована с Ойей. Это, пожалуй, самая страшная из нкиси. Она несет ответственность за дверь между жизнью и смертью. Как следует из ее имени, работает с Ндоки и есть очень важной частью ритуалов Пало, из-за ее отношений с нфумбе
NICUAGO LUANA, CABO DE GUERRA, BRAZO FUERTE: Нкиси – воин, центр Земли. Тот кто несет мир на своих плечах. Сказано, что Сейба (UNGUNDU) принадлежит ему. Сила вулканов и лавы.
UNGUNDU, FORTUNA MUNDO, NIÑA LINDA: Сейба - это дерево бога.
NFUMBES: Дух, который становится частью нкиси и представлен костями умерших. Без нфумбе нет нкиси, нет нганга.
NFUIRI: Имя происходит от слова NFWA (смерти) и относится к духам мертвых, которые становятся Ndundu или Nkuyo (силы, которые бродят по дорогам) или Bakulu (предки).