"Из глубокой древности – в мифах, сказаниях и легендах – до нас дошли три основные концепции Фатума, Рока.
1) По одной из них – назовём её "Книгой Судеб", - весь мир изначально расписан, запрограммирован полностью, причём настолько подробно, что « ни единой песчинке не дано лежать не так, как ей предназначено». В подобном безвариантном мире нет места ни чудесам, ни подвигам, ибо никакие закономерности в нём не имеют смысла: в детерминистическом ли порядке записаны события или свалены без всякой причинно- следственной связи – от этого ничего никогда не изменится. В этом мире нет места греху или праведности, нет свободы выбора, а значит, нет ответственности. В нём каждый уподоблен той самой песчинке, которой предназначено лежать именно так.
Каждый камень, каждый зверь, каждый человек, каждый… Бог.
Творец в этом мире превращается в такую же безвольную песчинку, ибо ему не дано ничего совершать вопреки расписанной программе. Отдельным людям позволительно изредка заглядывать в текст главного расписания, откуда с помощью гаданий, транса или волшебства они вычитывают несколько строчек. Любопытно, что в описываемой этой концепцией мире такое заглядывание тоже будет заложено в глобальную программу.
Если мир устроен таким образом, то искать разгадку феномена Ванги бессмысленно. В подобной структуре нет тайн и не может быть никаких загадок. Это царство механической очерёдности изначально записанных строк. Здесь может таиться закономерность, но точно также может и отсутствовать.
Но мир может быть устроен совсем иначе.
2) По другой концепции – назовём её "Вышивание судьбы", - Вселенная разделяется на два мира: космический и человеческий. Мир небес, звёзд, Земли, Вселенной строго регламентирован, чётко следует определённому порядку состояний. При этом люди в своих деяниях совершенно свободны..
Подобная модель описана в древней китайской книге И-Цзин».
Ли Джанг, один из лучших знатоков древнего гадания, говорил:
Европейцы придумали миф о черепахе, которая некогда приплыла из Атлантиды в Китай и панцырь её был испещрён гексаграммами. Наверное, они хотели придать этой сказкой весомость великой И-Цзин. Но в Китае вес книги бесконечен и без фальшивых утяжелений Четыре с половиной тысячи лет назад правитель Фу Си записал то, что было известно задолго до него. Наши предки знали, что мужское начало небе Ян пронизывает земную женственность Инь, а в результате возник Человек. Судьба его колеблется, как тростник в заливе, где мечутся приливы и отливы течения сил Природы. Нет влияний негативных, как нет и позитивных. Всё существует в гармонии. И каждое движение дополняется своей противоположностью: нельзя руку поднять не опустив её перед этим, за шагом вперёд следует шаг назад, путь к вершине горы в дальнейшем ведёт к её подножию. Мы знаем 64 основных ситуации, которые проходит вся природа. Если человек следует общему Дао, он может найти и своё. И стать центром Вселенной. Если он стремиться отойти от состояния Космоса он потеряет себя. Это подобно вышиванию по разноцветному рисунку: узор получится и принесёт счастье, если нити будут ложиться на линию нарисованного контура и будут соответствовать её цвету. Любая попытка положить нитку мимо линии испортит рисунок.
Такой мир представляет человеку больше возможностей для выбора. Из послушной марионетки человек превращается в личность, которая способна на великие свершения и обидные ошибки. И отвечает за них он перед своей личной судьбой: счастье, успех, поражение – всё это зависит от его следования колебаниям Космоса. Но предсказать в таком случае можно всего лишь – в какой ситуации находится Космос в нужный момент. Исходя из этого можно подсказать человеку, как ему в данном случае нужно будет себя вести.
3) Есть, наконец, третья концепция Фатума, характерная для большинства европейских народов. Письменная история застала их ещё на том этапе, когда все космические явления они представляли в виде антропоморфных божеств. Этим снимается противостояние людей и Космоса. Человек оказывается беззащитным перед лицом Фатума. Хотя лица-то у него нет. Есть многочисленные блюстители, надзирающие за выполнением приговора Рока, но сам Рок безлик.
Судьба человека прядётся до его рождения. Изменить её он не может. Но из переплетений неизменных прядей ткётся полотно судьбы народа. Как отголосок древних верований это заметно и в Ветхом Завете. За проступок отдельного человека отвечает весь его род. Но и род зависит от деяний этого отдельного человека. Высшие божества не могут ничего изменить, если клянутся особой клятвой. Это видно в мифах и о Юпитере, и об Одине".