этого знания сохранились до наших дней, и не использовать их было бы значительным упущением.
Одно из важнейших наших представлений о магической структуре Футарка - это знание о традиционном разбиении его на три группы по восемь рун. На многих древних памятниках, содержащих полную запись Футарка (а такая запись сама по себе считалась сильнейшим магическим заклятьем), строй двадцати четырех рун разбит на три группы. Эти группы носят название атт (др.-сканд. aett, мн. ч. aettir). В Исландии в конце прошлого тысячелетия три атта Футарка назывались соответственно атт Фрейи, атт Хагал и атт Тюра. Младшие скандинавские руны также делились на три атта, в первом из которых было шесть рун, а во втором и третьем - по пять. Однако, сейчас нас интересует Старший Футарк, как рунический строй, сохранивший более прочих древнюю магическую структуру.
Разобраться в этой структуре нам могут помочь древние тексты, и прежде всего, конечно, Старшая Эдда. Две песни Старшей Эдды будут интересовать нас при рассмотрении данной темы. Первая из них - это не раз уже упомянутые “Речи Сигрдривы”.
“Речи Сигрдривы” резко выделяются среди прочих произведений Старшей Эдды - прежде всего, смешением двух стилей: эпического (песнь посвящена рассказу о судьбе Сигурда) и “стиля советов”. Последний стиль нередок для скандинавской традиции; произведение, выполненное в его рамках, представляет собой перечесление разного рода советов, указаний и т.п. В нашем случае перечень советов по применению рунической магии оказывается
внедренным в повествование о Сигурде. Сами “советы” произносятся Сигрдривой, валькирией, посвящающей своего избранника Сигурда в тайны рунического искусства:
Клену тинга кольчуг
даю я напиток,
исполненный силы
и славы великой;
в нем песни волшбы
и руны целящие,
заклятья благие
и радости руны.
(Речи Сигрдривы, 5)
Небольшое примечание, необходимое для понимания этого отрывка: клен тинга кольчуг - это воин на сложном языке скандинавских поэтических иносказаний (тинг кольчуг - битва, клен битвы - воин)1.
Сигрдрива дает Сигурду восемь советов по магии рун. Случайно ли их число? Задумаемся - ведь речь идет о рунах, а для рунического искусства число восемь сакрально: это число рун в атте. И упоминает Сигрдрива не об отдельных рунах, но о неких рунических группах: “целящие руны”, “руны прибоя”...
Раз древние маги разбили Футарк на три атта по восемь рун, значит они видели в этом некий смысл. Но при линейной (в строчку) записи Футарка это разбиение теряет свое значение - все знаки выстраиваются в одну нить. Перепишем Футарк иначе - так, чтобы атты были отделены друг от друга: в такой записи мы явно видим три группы по восемь рун... или восемь групп по три руны!
Слишком поразительно для случайного совпадения - в первом “совете” в числе Рун Победы указана руна Тейваз, и она действительно оказывается в первой тройке; во втором совете одной из Рун Пива названа руна Науд, и она оказывается во второй тройке!
Перед нами явная система. Действительно, было бы странным предположить, что советы Сигрдривы, выглядящие столь практичными, не связаны с конкретными рунами Футарка. Эта связь перед нами.
Восемь групп, объединяющие три руны имеющие одинаковые номера каждая в своем атте, получили сейчас название “групп Сигрдривы”2. Вот эти группы:
1. Руны Победы
2. Руны Пива
3. Руны Волшбы
4. Повивальные Руны
5. Руны Прибоя
6. Целебные Руны
7. Руны Речи
8. Руны Мысли
При дотошном анализе древних источников и иной информации по магии рун обнаруживается, что с каждой из этих групп связаны не только указания валькирии, но и иные данные. Это позволяет говорить уже не просто о “группах Сигрдривы”, но о своего рода группах рунической магии, и рассматривать это представление как источник дополнительной информации...
Второй эддический текст, который будет задействован нами в данной теме, это песнь “Речи Высокого”, самая сложная в Эдде по составу и структуре. Песнь состоит из нескольких отдельных блоков, явно различных по происхождению. Некоторые из этих блоков представляют собой тексты, написанные от лица самого Одина; один из них и интересует нас сейчас.
Этот фрагмент часто выделяют в самостоятельное произведение и даже присваивают ему собственное имя - “Перечисление