я. - Рассматривать
все таким образом, - сказал он, садясь рядом со мной. - Есть три рода плохих
привычек, которыми мы пользуемся вновь и вновь, когда встречаемся с
необычными жизненными ситуациями. Во-первых, мы можем отрицать то, что
происходит или произошло, и чувствовать, что этого как бы вообще никогда не
было.
Это путь фанатика. Второе - мы можем все принимать за чистую монету,
как будто мы знаем, что происходит. Это путь набожного человека. Третье - мы
можем приходить в замешательство перед событием, потому что мы и не можем
его отбросить, и не можем чистосердечно принять. Это путь дурака. Твой путь
- есть четвертый: правильный - путь воина. Воин действует так, как если бы
никогда и ничего не случалось, потому что он ни во что не верит. И однако
же, он принимает все за чистую монету. Он принимает, не принимая, и
отбрасывает, не отбрасывая. Он никогда не чувствует себя знающим и в то же
время он никогда себя не чувствует так, как если бы никогда ничего не
случалось. Он действует так, как будто он в полном контроле, даже хотя у
него может быть сердце ушло в пятки. Если действуешь таким образом, то
замешательство рассеивается. Мы долгое время молчали. Слова дона Хуана были
для меня подобны бальзаму.
- Могу я говорить о доне Хенаро и его дубле? - спросил я. - Это зависит
от того, что ты хочешь сказать о нем, - ответил он. - ты хочешь
индульгировать в том, что ты в замешательстве?
- Я хочу индульгировать в объяснениях, - сказал я. - я в замешательстве
потому, что не смел прийти тебя увидеть и не мог поговорить о своих
затруднениях и сомнениях с кем-либо.
- Разве ты не говоришь со своими друзьями? - Я говорю, но как они могут
мне помочь?
- Я никогда не думал, что тебе нужна помощь. Ты должен культивировать
чувство, что воин не нуждается ни в чем. Ты говоришь, что тебе нужна помощь.
Помощь в чем? У тебя есть все необходимое для того экстравагантного
путешествия, которым является твоя жизнь. Я пытался научить тебя тому, что
реальным опытом должен быть человек, и что то, что важно, так это быть
живым. Жизнь - маленькая прогулка, которую мы предпринимаем сейчас, жизнь
сама по себе достаточна, сама себя объясняет и заполняет.
Воин понимает это и живет соответственно. Поэтому можно сказать, без
предвзятости, что опыт всех опытов - это быть воином.
Казалось, он ждал, что я что-нибудь скажу. Я секунду колебался. Я хотел
тщательно подобрать слова.
- Если воину нужно утешение, - продолжал он. - он просто выбирает
любого и выражает этому человеку все детали своего замешательства. В конце
концов воин не ищет того, чтобы его поняли или помогли. Говоря, он просто
снимает с себя свой груз. Но это при том условии, что у воина есть талант к
разговору. Если у него нет такого таланта, то он не говорит ни с кем. Но ты
живешь не совсем как воин, по крайней мере пока что. И провалы, которые ты
встречаешь, должны действительно быть монументальными. Я тебе сочувствую.
Он не был рассеянным или поверхностным. Судя по участию в его глазах,
казалось, он находился здесь сам собой. Он поднялся и погладил меня по
голове. Пройдя взад-вперед по веранде, он спокойно осмотрел чапараль вокруг
дома. Его движения пробудили во мне чувство беспокойства.
Для того, чтобы расслабиться, я начал говорить о своей проблеме. Я
чувствовал, что для меня уже абсолютно поздно притворяться невинным
наблюдателем. Под его руководством я натренировался достигать странных
восприятий, таких как "остановка внутреннего диалога" и контролирование
своих снов. Это были такие моменты, которые нельзя было подстроить или
сбросить с весов. Я следовал его советам, хотя и не всегда буквально, и
частично преуспел в разрушении распорядка дня, принятия ответственности за
свои поступки, стирании личной истории и, наконец, пришел к тому, что
несколько лет назад приводило меня в ужас. Я смог оставаться один без
нарушения моего физического или эмоционального самочувствия. Пожалуй, это
был мой единственный наиболее поразительный триумф. С точки зрениях моих
прежних предположений и настроений, находиться в одиночестве и "не сойти с
ума" было немыслимым состоянием. Я остро чувствовал все изменения, которые
произошли в моей жизни и в моем взгляде на мир. И я осознавал также, что
быть настолько затронутым откровением дона Хуана и дона Хенаро о дубле,
является в какой-то мере чрезмерным.
- Что со мной не так, дон Хуан? - спросил я. - Ты индульгируешь, -
бросил он. - ты считаешь, что индульгировать в сомнениях и размышлениях, это
признак чувствительного