Карлос Кастанеда

Сказки о силе 1974г

- это те, кто теряют в наше время. Их падение началось с

испанцами, а теперь под владычеством их потомков, индейцы потеряли все. Не

будет преувеличением сказать, что индейцы потеряли свой тональ.

- Это метафора, дон Хуан? - Нет, это факт. Тональ очень уязвим. Он не

может выдержать плохого обращения. Белый человек с того дня, как он вступил

на эту землю, систематически разрушал не только индейский тональ времен, но

и личный тональ каждого индейца. Легко можно представить, что для бедного

среднего индейца владычество белого человека было чистым адом. И однако же,

ирония состоит в том, что для другого вида индейцев оно было чистым благом.

- О ком ты говоришь? Что это за вид индейцев? - Маги. Для магов

оккупация была вызовом жизненного времени. Они были единственными, кто не

был уничтожен ею, но адаптировался к ней и использовал ее к полной своей

выгоде.

- Как это было возможно, дон Хуан? У меня было впечатление, что испанцы

не оставили камня на камне.

- Скажем так, они перевернули все камни, которые находились в границах

их собственного тоналя. В жизни индейца, однако, были вещи, являвшиеся

невосприемлимыми для белого человека. Этих вещей он даже не заметил. Может

быть это было чистой удачей магов, а может быть это их знание спасло их.

После того, как тональ времени и личный тональ каждого индейца был

уничтожен, маги обнаружили, что удерживаются за единственную вещь, которая

осталась незавоеванной - нагваль. Другими словами, их тональ нашел убежище в

их нагвале. Этого не могло бы произойти, если бы не мучительное положение

побежденных людей. Люди знания сегодняшнего дня являются продуктами этих

условий. И единственными знакомыми с нагвалем, потому что они остались там

совершенно одни. Туда белый человек никогда не заглядывал. Фактически он

даже мысли не имел, что это существует.

Я почувствовал необходимость в этом месте вставить довод. Я искренне

утверждал, что европейская мысль знакома с тем, что он называл нагвалем. Я

привел концепцию трансцендентального эго или ненаблюдаемого наблюдателя,

присутствующего во всех наших мыслях, восприятиях и ощущениях. Я объяснил

дону Хуану, что индивидуум может воспринимать или интуитивно ощущать себя,

как себя самого, через трансцендентальное эго, потому что это единственная

вещь, которая способна судить. Способна раскрывать реальность в царстве

нашего сознания.

На дона Хуана это не повлияло. Он засмеялся. - Раскрывание реальности,

- сказал он, подражая мне, - это тональ. Я настаивал на том, что тоналем

может быть названо эмпирическое эго, находящееся в проходящем потоке

сознания или опыта человека, в то время как трансцендентальное эго находится

позади этого потока.

- Наблюдая, я полагаю, - сказал он насмешливо. - Правильно, наблюдая

само себя, - сказал я.

- Я слышу как ты говоришь, - сказал он, - но ты не говоришь ничего.

Нагваль это не опыт, не интуиция и не сознание. Эти термины и все остальное,

что бы ты ни сказал, являются только предметами острова тоналя. Нагваль, с

другой стороны, это только эффект. Тональ начинается с рождением и кончается

со смертью. Но нагваль не кончается никогда. Нагваль не имеет предела. Я

сказал, что нагваль это то, где обитает сила. Это был только способ

упомянуть его. По причине его эффектов, возможно, нагваль лучше всего может

быть понят в терминах силы. Например, когда ты почувствовал себя онемевшим и

не мог говорить сегодня утром, я фактически успокаивал тебя, то-есть на тебя

действовал мой нагваль.

- Как это было возможно, дон Хуан? - Ты не поверишь, но никто не знает

как. Все, что я знаю, так это то, что я хотел твоего нераздельного внимания,

а затем мой нагваль приступил к работе над тобой. До этих пор я знаю, потому

что я мог видеть его эффект, но я не знаю, как он работает.

Некоторое время он молчал. Я хотел продолжить разговор на ту же тему и

попытался задать ему вопрос. Он заставил меня замолчать.

- Можно сказать, что нагваль ответственен за творчество, - сказал он

наконец и посмотрел на меня пристально. - нагваль - единственная часть нас,

которая может творить.

Он оставался спокойным, глядя на меня. Я почувствовал, что он

определенно ведет меня в ту область, которую мне хотелось бы, чтобы он

осветил получше. Он сказал, что тональ не создает ничего, а только является

свидетелем и оценщиком. Я спросил его, как он объясняет тот факт, что мы

конструируем суперсооружения и машины.

- Это не творчество, - сказал он. - это только спаивание. Мы можем

спаять все, что угодно, нашими руками лично или объединяясь