- это те, кто теряют в наше время. Их падение началось с
испанцами, а теперь под владычеством их потомков, индейцы потеряли все. Не
будет преувеличением сказать, что индейцы потеряли свой тональ.
- Это метафора, дон Хуан? - Нет, это факт. Тональ очень уязвим. Он не
может выдержать плохого обращения. Белый человек с того дня, как он вступил
на эту землю, систематически разрушал не только индейский тональ времен, но
и личный тональ каждого индейца. Легко можно представить, что для бедного
среднего индейца владычество белого человека было чистым адом. И однако же,
ирония состоит в том, что для другого вида индейцев оно было чистым благом.
- О ком ты говоришь? Что это за вид индейцев? - Маги. Для магов
оккупация была вызовом жизненного времени. Они были единственными, кто не
был уничтожен ею, но адаптировался к ней и использовал ее к полной своей
выгоде.
- Как это было возможно, дон Хуан? У меня было впечатление, что испанцы
не оставили камня на камне.
- Скажем так, они перевернули все камни, которые находились в границах
их собственного тоналя. В жизни индейца, однако, были вещи, являвшиеся
невосприемлимыми для белого человека. Этих вещей он даже не заметил. Может
быть это было чистой удачей магов, а может быть это их знание спасло их.
После того, как тональ времени и личный тональ каждого индейца был
уничтожен, маги обнаружили, что удерживаются за единственную вещь, которая
осталась незавоеванной - нагваль. Другими словами, их тональ нашел убежище в
их нагвале. Этого не могло бы произойти, если бы не мучительное положение
побежденных людей. Люди знания сегодняшнего дня являются продуктами этих
условий. И единственными знакомыми с нагвалем, потому что они остались там
совершенно одни. Туда белый человек никогда не заглядывал. Фактически он
даже мысли не имел, что это существует.
Я почувствовал необходимость в этом месте вставить довод. Я искренне
утверждал, что европейская мысль знакома с тем, что он называл нагвалем. Я
привел концепцию трансцендентального эго или ненаблюдаемого наблюдателя,
присутствующего во всех наших мыслях, восприятиях и ощущениях. Я объяснил
дону Хуану, что индивидуум может воспринимать или интуитивно ощущать себя,
как себя самого, через трансцендентальное эго, потому что это единственная
вещь, которая способна судить. Способна раскрывать реальность в царстве
нашего сознания.
На дона Хуана это не повлияло. Он засмеялся. - Раскрывание реальности,
- сказал он, подражая мне, - это тональ. Я настаивал на том, что тоналем
может быть названо эмпирическое эго, находящееся в проходящем потоке
сознания или опыта человека, в то время как трансцендентальное эго находится
позади этого потока.
- Наблюдая, я полагаю, - сказал он насмешливо. - Правильно, наблюдая
само себя, - сказал я.
- Я слышу как ты говоришь, - сказал он, - но ты не говоришь ничего.
Нагваль это не опыт, не интуиция и не сознание. Эти термины и все остальное,
что бы ты ни сказал, являются только предметами острова тоналя. Нагваль, с
другой стороны, это только эффект. Тональ начинается с рождением и кончается
со смертью. Но нагваль не кончается никогда. Нагваль не имеет предела. Я
сказал, что нагваль это то, где обитает сила. Это был только способ
упомянуть его. По причине его эффектов, возможно, нагваль лучше всего может
быть понят в терминах силы. Например, когда ты почувствовал себя онемевшим и
не мог говорить сегодня утром, я фактически успокаивал тебя, то-есть на тебя
действовал мой нагваль.
- Как это было возможно, дон Хуан? - Ты не поверишь, но никто не знает
как. Все, что я знаю, так это то, что я хотел твоего нераздельного внимания,
а затем мой нагваль приступил к работе над тобой. До этих пор я знаю, потому
что я мог видеть его эффект, но я не знаю, как он работает.
Некоторое время он молчал. Я хотел продолжить разговор на ту же тему и
попытался задать ему вопрос. Он заставил меня замолчать.
- Можно сказать, что нагваль ответственен за творчество, - сказал он
наконец и посмотрел на меня пристально. - нагваль - единственная часть нас,
которая может творить.
Он оставался спокойным, глядя на меня. Я почувствовал, что он
определенно ведет меня в ту область, которую мне хотелось бы, чтобы он
осветил получше. Он сказал, что тональ не создает ничего, а только является
свидетелем и оценщиком. Я спросил его, как он объясняет тот факт, что мы
конструируем суперсооружения и машины.
- Это не творчество, - сказал он. - это только спаивание. Мы можем
спаять все, что угодно, нашими руками лично или объединяясь