проявлений, должна
содержаться и привязка к конкретной мировой цепочке. Как это осуществить?
Имеются два принципиально разных подхода. Первый - вся цепочка со всеми ее
деталями явно указывается в определении наблюдателя, что позволяет привязать
его к любому миру, каким бы хаотичным тот ни был. Но в этом случае объект
наблюдения формально становится частью самого наблюдателя - ничто, выходящее
за границы последнего, в этом мире не фигурирует. (Если сущее можно было бы
охарактеризовать как наблюдателя, то для него был бы справедлив именно этот
случай. 'Если' - потому, что мы знаем: существование для себя самого лишено
смысла). По сути, рассмотренный подход не согласуется с принятым нами
критерием существования (он опирается на идею взаимодействия разных нечто) и
поэтому отпадает. Альтернативный вариант приводит к резкому сокращению
'объема' определения и одновременно позволяет наблюдателю регистрировать
объекты, находящиеся за его пределами. Для реализации этого варианта в
определении не надо детально описывать каждое из состояний мира - достаточно
указать принципы, позволяющие отобрать из множества возможных состояний
сущего строго определенные и расставить их в необходимом порядке. Другими
словами, в определение вводится настройка наблюдателя на сформулированные
для него 'законы Природы'. Эти законы должны указать наблюдателю, какие
объекты для него существуют и как он должен на них реагировать. Законы могут
быть простыми, а сформированные ими конструкции сколь угодно сложными - за
счет повторного приложения тех же зависимостей к результатам собственной
деятельности. Здесь необходимо такое уточнение. Обычно, под законом
понимается устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями, в то время
как сами эти явления характеризуются лишь в общих чертах. Если
придерживаться такой позиции, то для действительно однозначного формирования
мировой последовательности, кроме самих законов потребуется конкретизировать
и объекты, по отношению к которым эти законы будут выполняться. Т.е.
необходимо указать как минимум начальное состояние выделенного мира -
взаимное расположение всех существующих в нем нечто в 'момент ноль' (начало
функционирования наблюдателя). Мы снова подошли к проблеме выбора. У нас уже
имеется опыт ее разрешения - тривиальный отказ от выбора как такового. Такой
подход наилучшим образом соответствует исходному тезису нашего построения -
возможно все, пока не доказано иначе. А главное, только он позволяет обойти
проблему демиурга - принципиально непознаваемого, регулирующего начала,
стоящего над Природой. (Напомним - если такое начало и есть, мы его все
равно не отрываем от понятия 'Природа'). Но если любые внутренне
непротиворечивые возможности должны реализовываться, это должно относиться и
к начальным условиям. Это значит, что у каждого наблюдателя появляется
множество 'двойников', абсолютно тождественных ему по определению, но
'проживающих' в своих мирах - мирах, разворачивающихся из других начальных
условий. В результате уточнения определения наблюдатель из множества
возможных состояний сущего 'заметит' только те, в которых присутствуют все
существующие для него объекты, и выстроит эти состояния в мировую цепочку
таким образом, чтобы соблюдались установленные для него законы. При этом
должен быть учтен такой важный момент. По крайней мере, некоторые из
объектов, 'населяющих' получившийся мир, сами могут выступать в качестве
наблюдателей, т.е. изменять свое состояние. Эти изменения как раз и являются
основанием того, что наблюдаемый мир представляет собой не статическую
неизменную данность, а процесс. Но менять свое состояние объект не может по
законам, неизвестным тому наблюдателю, чей мир мы анализируем - будь так,
объект просто бы 'выпал' из рассмотрения. Это значит, что любой наблюдатель
оказывается абсолютным законодателем своего собственного мира. Не в том
смысле, что 'какие законы хочу, такие и пишу' - эти законы неразрывно
связаны с его определением и поэтому им варьироваться не могут (во всяком
случае пока мы так считаем). А в том, что любое состояние его мира
однозначно определяется законами, сформулированными именно для него и в его
системе отсчета. Между наблюдателями-объектами и наблюдателем-гарантом
существования мира устанавливаются взаимоотношения,