утверждали, что наблюдатель отличается от объекта прежде всего по
пространственному признаку? Это верно, но чисто пространственное выделение
части сущего, в силу однородности пространства, на самом деле ничего не
выделяет. Пространственная характеристика обретает смысл только после
появления системы отсчета. А система отсчета собственного мира наблюдателя
всегда связана с ним самим - по сути, он сам ею и является. Выступать же в
роли такой системы может лишь то, что выделяется из 'безликого'
пространственного окружения - т.е. те проявления, которые мы как раз и
назвали материальными. И лишь после того, как в одном из состояний сущего
проявилось материальное нечто, называемое данным наблюдателем, возникает
система отсчета, позволяющая классифицировать по пространственному признаку
другие нечто, присутствующие в этом состоянии. Таким образом, всякий
наблюдатель как режиссер (как система отсчета своего мира) должен
представлять собой какую-то совокупность материальных проявлений. Как актер
в чужом мире он может, кроме того, в качестве отличительной черты, иметь и
уникальную пространственную характеристику. 2) Принципы или законы,
позволяющие по предыдущему состоянию мира 'рассчитать' последующее состояние
наблюдателя. В нашей аналогии эти принципы будут соответствовать
закономерностям, 'склеивающим' отдельные фото в киноленту. Этот компонент,
характеризующий 'динамический' аспект явления, очевидно, представляет
наибольший интерес для ученого - по сути дела, именно в нем пытается
разобраться наука. Попытаемся сделать это и мы (в очень скромных пределах,
разумеется) - но чуть позже. Характеристика меняющегося нечто как конкретной
последовательности его состояний (именно в этом заключается его
определенность как процесса) может быть задана двумя способами, оговоренными
в разделе 1.7. Первый из них, как мы выяснили, не согласуется с принятым
нами критерием существования и потому отпадает. При втором в определение
включается не описание отдельных состояний, а универсальные правила выбора
последующего исходя из предыдущего (закономерности перехода от одного к
другому). Причем, правила эти должны учитывать предыдущее состояние не
только и не столько наблюдателя, сколько его объектного мира только в этом
случае наблюдатель получит право называться таковым. Этот принцип
формирования динамического компонента, при несомненной компактности
получающегося определения, позволяет описывать теоретически бесконечную
мировую цепочку. Недостатком его является то, что в указанную цепочку могут
быть собраны не любые состояния сущего, а лишь те, которые могут быть
связаны какими-либо 'законами Природы'. Но с этим недостатком приходится
мириться, поскольку другой способ формирования мировой цепочки, как мы
выяснили, не работает. Учитывая смысловую нагрузку рассматриваемого
компонента - 'прокладывание курса' от одного состояния мира к следующему -
будем называть его навигатором. В качестве исходной информации, позволяющей
навигатору 'рассчитать' очередное состояние наблюдателя, выступает
информация о текущем состоянии объектного мира - суть наблюдателя в том и
заключается, что свое состояние он меняет в ответ на факт существования
каких-либо объектов (этим он, в частности, отличается от последовательности,
которая может быть построена на базе рекуррентного соотношения). Т. е.
навигатор сможет работать лишь в том случае, если будет располагать
исчерпывающей информацией обо всех объектах, существующих для наблюдателя.
Это обуславливает необходимость следующего компонента определения. 3)
Принцип, связывающий каждое состояние наблюдателя с вполне определенным
состоянием объектного мира. Возвращаясь к использованной выше аналогии, этот
компонент можно было бы интерпретировать как правило, регламентирующее
подбор 'декораций' для текущего кадра. Казалось бы, в данном случае речь
идет не столько о наблюдателе, сколько о его объектном мире. Но без привязки
к конкретным объектам наблюдатель не возможен - именно они задают его как
процесс. Поэтому хочешь, не хочешь, а жесткая связь у него с их перечнем
имеется! Причем и длина, и качественный состав, и способ описания объектного
мира, использованный в этом перечне, целиком определяются индивидуальными
особенностями