Панкратов В.П.

Дискурсивный мир (Часть 1)

мы

утверждали, что наблюдатель отличается от объекта прежде всего по

пространственному признаку? Это верно, но чисто пространственное выделение

части сущего, в силу однородности пространства, на самом деле ничего не

выделяет. Пространственная характеристика обретает смысл только после

появления системы отсчета. А система отсчета собственного мира наблюдателя

всегда связана с ним самим - по сути, он сам ею и является. Выступать же в

роли такой системы может лишь то, что выделяется из 'безликого'

пространственного окружения - т.е. те проявления, которые мы как раз и

назвали материальными. И лишь после того, как в одном из состояний сущего

проявилось материальное нечто, называемое данным наблюдателем, возникает

система отсчета, позволяющая классифицировать по пространственному признаку

другие нечто, присутствующие в этом состоянии. Таким образом, всякий

наблюдатель как режиссер (как система отсчета своего мира) должен

представлять собой какую-то совокупность материальных проявлений. Как актер

в чужом мире он может, кроме того, в качестве отличительной черты, иметь и

уникальную пространственную характеристику. 2) Принципы или законы,

позволяющие по предыдущему состоянию мира 'рассчитать' последующее состояние

наблюдателя. В нашей аналогии эти принципы будут соответствовать

закономерностям, 'склеивающим' отдельные фото в киноленту. Этот компонент,

характеризующий 'динамический' аспект явления, очевидно, представляет

наибольший интерес для ученого - по сути дела, именно в нем пытается

разобраться наука. Попытаемся сделать это и мы (в очень скромных пределах,

разумеется) - но чуть позже. Характеристика меняющегося нечто как конкретной

последовательности его состояний (именно в этом заключается его

определенность как процесса) может быть задана двумя способами, оговоренными

в разделе 1.7. Первый из них, как мы выяснили, не согласуется с принятым

нами критерием существования и потому отпадает. При втором в определение

включается не описание отдельных состояний, а универсальные правила выбора

последующего исходя из предыдущего (закономерности перехода от одного к

другому). Причем, правила эти должны учитывать предыдущее состояние не

только и не столько наблюдателя, сколько его объектного мира только в этом

случае наблюдатель получит право называться таковым. Этот принцип

формирования динамического компонента, при несомненной компактности

получающегося определения, позволяет описывать теоретически бесконечную

мировую цепочку. Недостатком его является то, что в указанную цепочку могут

быть собраны не любые состояния сущего, а лишь те, которые могут быть

связаны какими-либо 'законами Природы'. Но с этим недостатком приходится

мириться, поскольку другой способ формирования мировой цепочки, как мы

выяснили, не работает. Учитывая смысловую нагрузку рассматриваемого

компонента - 'прокладывание курса' от одного состояния мира к следующему -

будем называть его навигатором. В качестве исходной информации, позволяющей

навигатору 'рассчитать' очередное состояние наблюдателя, выступает

информация о текущем состоянии объектного мира - суть наблюдателя в том и

заключается, что свое состояние он меняет в ответ на факт существования

каких-либо объектов (этим он, в частности, отличается от последовательности,

которая может быть построена на базе рекуррентного соотношения). Т. е.

навигатор сможет работать лишь в том случае, если будет располагать

исчерпывающей информацией обо всех объектах, существующих для наблюдателя.

Это обуславливает необходимость следующего компонента определения. 3)

Принцип, связывающий каждое состояние наблюдателя с вполне определенным

состоянием объектного мира. Возвращаясь к использованной выше аналогии, этот

компонент можно было бы интерпретировать как правило, регламентирующее

подбор 'декораций' для текущего кадра. Казалось бы, в данном случае речь

идет не столько о наблюдателе, сколько о его объектном мире. Но без привязки

к конкретным объектам наблюдатель не возможен - именно они задают его как

процесс. Поэтому хочешь, не хочешь, а жесткая связь у него с их перечнем

имеется! Причем и длина, и качественный состав, и способ описания объектного

мира, использованный в этом перечне, целиком определяются индивидуальными

особенностями