то лишь
разобравшись, почему этого не избежать. В критические моменты он
'инстинктивно' начинает отыскивать те 'полочки', на которые можно было бы
разложить обрушившуюся на него противоречивую информацию. Данные записи как
раз и представляют такие полочки, сложенные автором для себя самого. По мере
их заполнения зрела мысль, что они могут пригодиться и кому-нибудь другому.
В результате появилась эта книга. Она проводит читателя по узловым моментам
той логической цепочки, которую автор использовал для наведения порядка в
собственном мировоззрении. Несколько предварительных замечаний перед тем как
перейти к сути. Проблема, к которой мы обратимся, задается двумя извечными
вопросами: как устроен мир? и почему он устроен так, а не иначе? Попробуем
отыскать собственный вариант ответа. Руководствоваться при этом будем не
ссылками на авторитеты, а исключительно собственным разумением, т.е. тем
инструментарием, на который только и может положиться рационалист. Опора на
рассудок вовсе не означает, что иррациональная сторона мира начисто
отвергается. Просто сама постановка вопросов 'как?' и 'почему?' является
прерогативой именно рационального мышления, а значит используемый подход
предопределен заявленной темой. Первое затруднение, с которым приходится
сталкиваться на избранном пути - необходимость анализа и обоснования
наиболее общих философских концепций и категорий на базе куда менее общих
понятий. Проблема действительно серьезная - трудно рассчитывать на
корректность логического вывода, основанного на некорректном
(неопределенном) категорийном фундаменте. Вместе с тем, любые определения
отражают не столько суть реальных явлений, сколько соотношения между
терминами, используемыми для их обозначения. Идеально строгая формулировка
должна была бы соотносить определяемое понятие со всеми остальными. Но и в
этом, практически недостижимом, случае неизбежно некоторое общее смещение
категорийной базы одного субъекта относительно базы другого - вследствие
различия их индивидуальных особенностей и жизненного опыта. Получается, что
строго одинаковая интерпретация разными людьми одних и тех же понятий в
принципе недостижима! А раз так, в онтологических построениях внимание надо
сосредоточивать не столько на семантическом анализе используемых терминов,
сколько на 'помехозащищенности' выстраиваемой логической цепочки по
отношению к возможному их разночтению. Исходя из этого, будем, как правило,
использовать в наших выкладках привычные (не философские) термины,
интерпретируемые всеми более-менее одинаково. Соответственно в высказываниях
будем стараться передать лишь основную идею вывода, не останавливаясь на его
возможных нюансах. Не будем также соотносить наши построения с различными
идеологическими течениями - подобный анализ рисковал бы стать самоцелью
предлагаемой работы. О двух понятиях - тех, которые будут использоваться в
рассуждениях наиболее часто - следует, тем не менее, сказать особо. Прежде
всего, о категории нечто. Слово это традиционно используется для обозначения
чего-то в высшей степени неопределенного. За ним может скрываться все что
угодно - любой объект, любой природы, все, что может быть выделено из своего
окружения и стать предметом самостоятельного рассмотрения. Если под нечто
вообще будем подразумевать максимально широкий набор явлений, то ссылка на
конкретное нечто наоборот, максимально сужает выбор, выделяя вполне
определенный предмет, свойство, идею и т.д. Конкретное нечто заявляет о
своем существовании посредством некоторых проявлений, взаимосвязанный
комплекс которых фактически его и задает (выделяет это нечто из всего
остального). Никаких ограничений на характер проявлений мы накладывать не
будем - они могут быть и материальными, и идеальными, и какими бы то ни было
еще. К примеру, мысль о яблоке будем расценивать как одно из проявлений
яблока, равно как и одно из проявлений мыслящего субъекта. Отметим, что
введенные понятия в значительной степени синонимичны и поэтому строго
разграничены быть не могут. Нечто может расцениваться как одно комплексное
проявление, а всякое проявление - как нечто, состоящее лишь из одного
компонента. Возникает резонный вопрос: зачем использовать два термина, если
можно обойтись одним? Главным образом, для облегчения восприятия