на прямой о = н, см.
рис.10). Абсолютная тождественность формальных объекта и наблюдателя в такие
моменты не позволяет считать их разными нечто. Получается, что в данном
состоянии сущего присутствует что-то одно - или наблюдающая, или объектная
его часть (мы будем отождествлять это что-то с первой из них, поскольку она
является ключевой в наших рассуждениях), а это противоречит смыслу
существования.
С исчезновением регистрируемого объекта наблюдатель лишается права
называться таковым. Даже если его определение не изменилось, а
следовательно, не изменилась и зависимость, связывающая последующее его
состояние с предыдущим состоянием его мира, перейти к этому новому состоянию
он уже не может. Действительно, все, что существует в i-й момент для
наблюдателя, мы обозначили как оi. Последующее его состояние в собственном
мире вытекает из предыдущего состояния этого мира, т.е. определяется
некоторой зависимостью нi+1 = f ' (оi). (Функцию f ' в смысловом отношении
можно рассматривать как обратную к f, упоминавшейся ранее: выражение о = f
(t) с учетом линейной взаимосвязи осей t и н может быть представлена как о =
f (н), откуда н = f ' (о)). Исчезновение оi (внешних воздействий) не
позволяет наблюдателю 'рассчитать' свое новое состояние: нi+1 = f ' (?).
Заменять знак вопроса нулем здесь нельзя, т.к. нуль это тоже вполне
определенное значение - на числовой оси ему соответствует центральная точка,
а в рассматриваемом случае всякая определенность в принципе отсутствует.
Таким образом, лишившись объектных воздействий (объективных критериев
изменения), наблюдатель лишается и своего мира, застывающего до тех пор,
пока мировая кривая вновь не отклонится от прямой о = н. Выражаясь языком
матанализа, собственный мир наблюдателя на указанной прямой терпит разрыв.
Формально мы не можем сопоставить подобной ситуации какую-либо точку на
рисунке 10, поскольку для этой точки задана только одна координата.
Вместе с тем, в системе отсчета исследователя (см. рис.9) та же ситуация
вполне представима. Ордината мi изображающей точки, соответствующая
объединению проявлений нi и оi, после их совпадения становится эквивалентной
нi , по прежнему вполне различимому при 'взгляде' со стороны. (Напомним, что
для исследователя существует не только оi, но и нi ). Отсчет времени
исследователь проводит по своим часам, поэтому с абсциссой проблем тоже не
возникает. Получается, что даже лишившись собственного мира, бывший
наблюдатель может оставаться актером в мире чужом. Причем в этом мире
возможность его перехода к следующему состоянию формально сохраняется.
Поясним.
В исследовательской системе отсчета зависимость последующего состояния
актера от предыдущего состояния его мира имеет более общую форму, чем в его
собственной системе: нi+1 = F ' (мi) = F ' (нi, оi) (здесь F ' и F
взаимосвязаны так же, как f ' и f ). При исчезновении объекта оi эта
зависимость продолжает действовать, хотя и принимает вид рекуррентного
соотношения: нi+1 = F ' (нi). Т.е. из наблюдателя актер превращается в
последовательность, способную, как мы знаем, переходить к новому состоянию
(но переход этот заметен лишь со стороны). А в новом состоянии ситуация
повторяется. Так происходит до тех пор, пока в мире исследователя, а
следовательно, и в мире того актера, за которым данный исследователь
наблюдает, не появится хоть что-нибудь, способное вывести собственный мир
актера из 'спячки'. После появления этого что-нибудь 'очнувшийся'
наблюдатель вновь обретает свой мир, не замечая в нем никакого перерыва,
зарегистрированного в системе исследователя.
Возникает любопытный парадокс - изменение состояния актера, различимое со
стороны, в его собственном мире лишено смысла. С формальной точки зрения это
вполне объяснимо: его состояние в разных мирах - собственном и
исследовательском - определяется разными функциями F ' и f ' (о различии
этих функций свидетельствует, хотя бы, различие их аргументов). Но ведь
совершенно ясно, что зависимости эти должны приводить к согласованным
результатам в обеих системах отсчета. А как согласовать в принципе
несовместимые вещи? С одной стороны, в собственном мире, изменения состояния
актера происходить не должно (формально это значит, что