В результате заходим в тупик:
если существуют все возможные миры, то сущее должно находиться сразу во
множестве состояний (по одному для каждой цепочки), что невозможно по
определению; если сущее может находиться сразу лишь в одном состоянии, то не
могут существовать все возможные миры. Природа этого тупика нам уже знакома
- все та же привычка сведения проблемы к выбору одного из двух. Известен и
способ выхода из него - в каком-то смысле должен быть справедлив любой из
выборов. Уяснить в каком - наша задача. Но сделать это нам не удастся до тех
пор, пока мы не поймем... 1.2. ЧТО ЗНАЧИТ 'СУЩЕСТВОВАТЬ'? Поставленный
вопрос столь же дискуссионен, как и вопрос о том, что является всеобщей
первоосновой. Попытки дать на него философски обобщенный ответ, как правило,
выливаются в многостраничные работы, не столько разъясняющие суть проблемы,
сколько еще больше ее запутывающие. Но категория существования относится к
разряду фундаментальных, а фундаментальное не может быть сложным по
определению. Поэтому мы воспользуемся наиболее простым и очевидным
толкованием этого понятия. Утверждение что нечто (например, А) 'существует'
означает, что имеются какие-то проявления этого нечто, а это, в свою
очередь, значит, что существует другое нечто (например, Б), способное
зарегистрировать эти проявления. Действительно, если бы А никоим образом не
проявлялось, то факт его существования был бы в принципе не отличим от факта
его не существования. С другой стороны, проявления имеют смысл только в том
случае, если есть хоть что-нибудь, способное их зарегистрировать (заметить,
почувствовать и т.п.). 'Зарегистрировать' - значит изменить свое состояние
под воздействием проявлений другого нечто. Если изменения состояния
регистрирующего нечто не происходит, тогда, опять-таки, факт наличия
проявлений не будет отличим от факта их отсутствия. Коротко говоря, нечто
существует лишь в том случае, если через свои проявления оно может
воздействовать на другое существующее нечто таким образом, что последнее
изменяет свое состояние. Слово другое выделено не случайно - без него
предложенная трактовка бытия теряет смысл. Если это слово убрать, т.е.
допустить, что гарантом существования чего-либо является оно само, а не
что-то иное, то мы вынуждено придем к следующему заключению: любое нечто
представляет собой произвольный набор проявлений, а следовательно, не
определено. Действительно, голословно включая любое проявление в список
характерных для данного нечто, мы, тем самым, формально изменяем состояние
последнего. Но тогда можно сказать, что критерий существования соблюден -
появление у нечто нового качества сопровождалось изменением чьего-то
состояния (хотя бы и самого этого нечто). Следовательно, факт существования
у него этого качества установлен! К примеру, вы решили считать себя
Президентом. С появлением такого убеждения ваше собственное состояние
изменилось. Но хватило ли этого для того, чтобы вы действительно стали
обладателем нового качества? Очевидно, нет - лишь признание другими вашего
нового статуса приведет к его переходу из разряда возможности в разряд
факта. Вы можете не ограничиться постом Президента, но одновременно считать
себя Наполеоном, Чингисханом, кем угодно, меняя с каждой появляющейся у вас
мыслью свое 'внутреннее' состояние - в любом случае ваше фактическое
положение (положение 'в миру') будет определяться не вашим воображением, а
отношением к вам окружающих. По сути, признание самодостаточности вещи для
ее определенности (а следовательно, и существования) равнозначно попытке
определения чего-то через самого себя (вроде 'слон - это слон'). Понятно,
что такой подход ни к чему определенному не приведет. Для того чтобы
разобраться, какое же из качеств действительно присуще данному нечто,
обязательно потребуется сторонний наблюдатель-арбитр. В приведенных
рассуждениях отчетливо прослеживается простая мысль: любое определение, в
том числе и факта существования, характеризует отношение между разными
нечто. Поэтому гарантом существования чего-либо может выступать только
что-то другое по отношению к нему. Но тогда любое нечто, как совокупность
существующих проявлений, это комплекс его воздействий на наблюдателя!
Разумеется, эти воздействия не исчерпываются