чувственно воспринимаемыми -
говоря о восприятии, мы будем подразумевать под ним весь спектр воздействий
одного конкретного нечто на другое, какими бы незначительными (а тем более
осознанными или нет) они ни были. Ввиду особой важности только что
сделанного вывода остановимся на нем подробнее. 1.3. 'ВЕЩЬ В СЕБЕ' Из
сказанного вытекает, что непознаваемой 'вещи в себе' принципиально не
существует (слово 'вещь' здесь используется по традиции, как синоним слова
'нечто'). В Кантовском понимании существует лишь 'вещь для других', или,
если хотите, 'для нас'. Это не значит, что когда-нибудь мы замеряем все
воздействия или даже просто осознаем факт бытия любого из существующих для
нас проявлений, но потенциально такое возможно.
Диалектико-материалистическая трактовка 'вещи в себе' как еще не познанной,
но поддающейся исследованию части объективной действительности согласуется с
нашим выводом во всем, за исключением 'одного' - она настаивает на
независимости бытия объекта от воспринимающего его нечто. Между тем, из
предыдущих рассуждений следует прямо противоположная идея: бытие без его
свидетеля лишено смысла. Препятствует принятию этой, в общем-то, простой
мысли наша непоследовательная, но оправдывающая себя в быту привычка
отрывать любую вещь от окружающего мира, рассматривать ее не как комплекс
определенных проявлений этого мира, а как что-то самостоятельное, неизвестно
кем и для чего данное. Эта привычка поддерживается весьма слабой
способностью человека влиять на окружающее. Но наша неспособность изменить
вещь не равнозначна ее существованию независимо от нас. Частица 'не' в
предыдущей фразе материалистом обычно опускается. Почему?! На каком
основании невозможность изменения связи приравнивается к ее отсутствию как
таковой? Неужели же в мире недостаточно примеров, указывающих на
взаимообусловленность формально независимых явлений? Мы такой подмены делать
не будем. Используемый нами критерий существования явно указывает на объект
и субъект как неразрывно взаимосвязанную систему. Закономерности ее
функционирования нам и предстоит выяснить. Сама же постановка вопроса о
существовании 'вещи в себе' предполагает, что эта вещь является чем-то
оторванным и автономным. Но поскольку само для себя ничто не определено (см.
выше), неизбежен вопрос: кто же тогда определяет ее внутреннюю суть и
связывает вещь с другими столь же самостоятельными? Если эти функции не
возложить на уже известного нам субъекта - того, для которого вещь, как мы
утверждаем, существует, то придется прибегнуть к помощи чего-то непонятного
и запредельного! А для этого запредельного возникнет точно такая же проблема
- суть вещи полностью определяется либо им, либо другим 'запредельным', еще
более непонятным и загадочным. Подобная формальная 'объективизация' вещи
либо ничего не меняет по сути, либо сводит ее к непознаваемому началу.
Поэтому приходится выбирать - либо познаваемость мира, либо бытие,
независимое от своего свидетеля. Эта книга для тех, кто голосует за
познаваемость. Вступать в дискуссию с категорическими сторонниками
противоположного выбора (равно как и противниками самой альтернативы) имеет
смысл лишь после того, как ими будет предложен другой, но не менее четкий и
понятный критерий существования. Тем же, кто сомневается в выборе, следует
обратить внимание на такую немаловажную деталь. Выделение 'вещей в себе' как
самостоятельных сущностей не может объяснить общеизвестный факт: свойства
системы не являются простой суммой свойств составляющих ее элементов - она
обладает и такими качествами, которыми не обладает ни один из них. Но откуда
эти качества берутся - до объединения элементов их не было, а стоило
изменить, например, их относительное положение (которое на сущности самих
элементов никак не сказывается) и качество появилось? Ответ может быть
только один: с появлением системы новое качество не возникает 'ниоткуда' -
просто формируются условия, позволяющие заметить то, что раньше было
неразличимо. Получается, что вещь является не непосредственным носителем
свойства, а 'ключом', позволяющим проявиться одному из качеств чего-то
значительно более общего. Обладателем, носителем, 'собственником' всех
свойств является единое всепорождающее первоначало